Allianz: уровень авиационной безопасности в мире
16.12.14
Allianz оценил уровень авиационной безопасности в мире с 1952 года
Тенденции:
* Крупные авиакатастрофы 2014 года противоречат долгосрочному тренду: менее двух смертельных случаев на каждые 100 млн коммерческих пассажиров
* Усложнение конструкций воздушных судов увеличивает стоимость техники. Новые материалы, повреждения наземного оборудования и риск запрещения полетов приводят к увеличению степени риска; размер потенциальных выплат в авиационном страховании растет
* Среднегодовая общемировая совокупная страховая сумма по авиакаско в связи с увеличивающейся
стоимостью авиапарка достигнет 1 трлн долларов уже в ближайшем будущем
* В Северной Америке и Европе наблюдается повышение безопасности, Африка – среди отстающих
* Кибер-атаки – новый потенциальный риск авиаотрасли
Авиакатастрофы этого года идут в разрез с давно сложившейся тенденцией к повышению безопасности: менее 2 смертельных случаев на каждые 100 млн пассажиров рейсов гражданской авиации, - говорится в новом отчете компании Allianz. Для сравнения: в раннюю декаду эры высокоскоростных самолетов (1962-1971 гг.) на каждые 100 млн пассажиров приходилось 133 смертельных случая.
Впрочем, существующим стандартам управления безопасностью отрасли еще предстоит проверка на прочность. Новые сценарные анализы рисков авиации включают в себя кибер-атаки, зависимость от автоматики и коммерческое использование дронов (беспилотников), - говорится в Глобальном исследовании авиационной безопасности Allianz (“Global Aviation Safety Study”). Данный отчет был подготовлен совместно с Университетом аэронавтики Эмбри Риддл и отслеживает тенденции в безопасности авиационной индустрии начиная с эпохи высокоскоростных самолетов в 1952 году.
Драйверы безопасности
Исследование показывает, что за последние 60 лет небо стало намного безопаснее. По оценкам, существует бОльшая вероятность погибнуть от удара молнии (1 из 10,5 млн), нежели разбиться в авиакатастрофе в США и Европе (1 из 29 млн). И это несмотря на рост пассажиропотока в данном секторе: за 2014 год общее количество пассажиров достигло 3,3 млрд человек по сравнению со 106 млн пассажирами в 1960 году.
«Уровень безопасности полетов значительно улучшился, подкрепленный технологиями, навигационными системами, усовершенствованием двигателей и внедрением конструкций, таких как безопасно разрушаемые конструкции и электро-дистанционная система управления, - говорит Джо Стрикленд, Директор по авиационному страхованию Allianz Global Corporate & Specialty SE (AGCS) в странах Америки. – Одновременно и стандарты обучения экипажа и управления безопасностью тоже стали заметно выше. Такие инновации, как системы электронных коммуникаций, позволяющие пилотам и диспетчерам общаться друг с другом посредством текстовых сообщений, способствуют дальнейшему повышению авиационной безопасности».
Главные причины страховых событий
Впрочем, несмотря на значительное повышение безопасности полетов, объем страховых выплат в сегменте растет за счет использования новых материалов в конструировании самолетов, а также из-за все более жесткого правового регулирования отрасли и увеличения количества судебных разбирательств.
«Сейчас мы наблюдаем меньшее количество аварий со смертельным исходом или случаев конструктивной гибели воздушного судна. Но новые виды рисков и убытков, такие как ремонт изделий из композитных материалов, повреждение наземного оборудования или же риск запрещения полетов, повышают размеры потенциального ущерба», – поясняет Хеннинг Хааген, Директор по авиационному страхованию AGCS в Европе, Ближнем Востоке, Африке и Азиатско-Тихоокеанском регионе. Растущая стоимость авиапарка и рост числа пассажиров ожидаемо приведут к среднегодовой общемировой совокупной страховой сумме в 1 триллион долларов к 2020 году, а, возможно, и ранее.
Неудивительно, что среди крупнейших авиационных страховых выплат, превышающих 1 млн евро, крушение самолета – на первом месте как с точки зрения количества (23%), так и их общего размера выплат (37%). Однако практически столько же авиационных убытков (по количеству) связано с наземной эксплуатацией судов (18%) и механическими повреждениями (16%).
Региональные различия по уровню безопасности
Лучшие показатели безопасности гражданской авиации - в странах Северной Америки и Европы, Африка остается в числе отстающих. В 2012 году 88% мировых авиакатастроф со смертельными случаями произошли в Африке (45%) и Азии (43%). В настоящее время в Африке используется наивысший процент воздушных судов второго поколения (1967-1974 гг.) – около 50% всего воздушного парка. Обновление авиационного парка до уровня воздушных судов нового поколения – одна из важных инициатив, направленных на снижение мирового показателя по количеству аварий. В отдельных частях Африки стандарты безопасности и обучения сопоставимы с теми, что были в США и Европе 50 лет назад.
Человек против машины
В гражданской авиации около 70% катастроф со смертельным исходом происходит из-за человеческого фактора, в основном из-за усталости пилота. Такие нововведения, как методика подготовки пилотов «Управления возможностями экипажа» и автоматизация кокпита повысили уровень безопасности. Однако и у автоматизации есть свои недостатки. Статистика происшествий ставит вопрос: действительно ли летчики слишком полагаются на автоматику в полете.
«Необходимо уделять большее внимание непрерывному обучению пилотов полетам с автоматикой и без автоматики. Основы летного мастерства остаются обязательными для безопасного управления любым воздушным судном и, в частности, в тех случаях, когда отказывает автоматика», - говорит Себастьян Сайллард, Директор по урегулированию авиационных убытков AGCS.
Обратной стороной повышения авиационной безопасности является то, что многие специалисты индустрии не имеют собственного опыта работы в условиях крупного инцидента. Недостаток опыта является одной из больших проблем в чрезвычайных ситуациях.
Вызовы будущего
В сценарных анализах теперь рассматриваются и новые потенциальные риски отрасли. Среди них - растущая вероятность кибер-атак, ожидаемое увеличение количество дронов (беспилотные летательные аппараты/БПЛА), используемых в коммерческих целях, предполагаемое в будущем сокращение квалифицированного персонала, включая летчиков, перспектива усиливающейся турбулентности, вызванная изменениями климата. Особенно растет озабоченность проблемой кибер-атак. «Воздушные суда нового поколения в наивысшей степени подвержены опасности кибер-преступлений в связи с широким использованием сетей передачи данных, бортовых компьютерных и навигационных систем. Утечка данных и кибер-атаки воспринимаются как растущие риски», – разъясняет Людовик Арну, Директор по консалтингу в области авиационных рисков AGCS.
Другие ключевые моменты Глобального отчета Allianz об авиационной безопасности:
* Аварии по фазам полета: Анализ более 10 лет (2003-2012 гг.) показывает, что большинство аварий случается во время снижения и посадки (57%), далее следует фаза набора высоты (24%). И только 9% аварий происходит во время самого полета. Статистика также показывает, что нет такого понятия, как самое безопасное место на борту, т.к. не найти двух сопоставимых авиакатастроф.
* Повреждения инородными объектами продолжают оставаться проблемой для авиационного сектора, являясь пятой по распространенности причиной страховых
убытков. Столкновения с птицами – характерная причина страховых случаев, но инциденты на взлетно-посадочной полосе с такими животными, как зебры и коровы, также встречаются.
* Аварии на земле могут обойтись авиации в 10 млрд долларов в год. Неэффективная коммуникация лежит в основе большинства инцидентов. Более чем 80% аварий вызваны проблемами со связью между пилотами и наземными службами.
* Будущее управления движением и безопасностью: Трагедия, произошедшая с рейсом MH370, привлекла внимание общественности к управлению воздушным движением, когда отслеживается более 30 млн полетов в год. Безопасность требует тесного сотрудничества между регуляторами, авиакомпаниями и другими заинтересованными сторонами. Такие инновации, как облачный черный ящик, могут обеспечить качественный скачок вперед, позволив воздушному судну передавать данные о своих системах в реальном времени, в то время как сейчас они в норме записываются бортовыми ящиками.
Чтобы посмотреть или скачать полную версию Глобального исследования об авиационной безопасности, пройдите по ссылке