Новости Статьи Обучение Термины Компании Банковские металлы
Новости

Все новости >>>

 

Мнение профессионала
В шаге от доверия. Что изменится для клиентов на рынке страховых услуг

Если для европейцев страховать свое имущество, жизнь или здоровье так же естественно, как дышать, то в Украине ситуация другая. Доверять страховщикам граждане все еще не спешат, выбирая из всего разнообразия страховых услуг преимущественно медицинское или автострахование. Новый закон о страховании коренным образом меняет рынок страховых услуг. Какие перспективы он открывает для потребителей и станут ли украинцы больше доверять страховщикам?

Ольга Шумик: директор Департамента методологии регулирования деятельности небанковских финансовых учреждений НБУ
Правило успеха
"Люди представляют себя жертвой и находят себе оправдания"
Страхование

 


Страховые объединения

АСБ: «Мегарегулятор, когда он появится на финансовом рынке?»
27.07.09

Сегодня небанковский финансовый сектор не может найти гармонию с банками, это произошло из-за того, что общепринятые финансовые инструменты – депозит и кредит, «неожиданно» дали сбой. На депозитах деньги многих финансовых учреждений потеряли свою ликвидность. За рубежом, для решения споров на рынке финансов, над банковскими и небанковскими институтами блюдет порядок орган под названием мегарегулятор. На предмет создания единого надзора над регуляторами, портал Тристар поговорил с Белошицкой Людмилой Анатольевной, генеральным директором Ассоциации "Страховой бизнес".

Get Flash to see this player.

материалы в тему:
Есть ли острая необходимость появления мегарегулятора?

- Итак, одним из вопросов, который сегодня остро интересует всех представителей финансового рынка, есть возможность и необходимость создания единого мегарегулятора.

Вопрос этот не новый и возник он не сегодня. По крайней мере, последние три года, эта тема достаточно активно обсуждается между всеми участниками финансового рынка. Конечно, сейчас есть много предпосылок, говорящих о том, что создавать мегарегулятор нужно, особенно, если мы ориентируемся на западную экономику. Помимо этого, даже западные эксперты выдвигают нам требования о том, что необходимо начать работу по его созданию. Но какой бы не была очевидность необходимости создания такого управляющего органа, есть много факторов, свидетельствующих о том, что это либо преждевременно, либо мы еще не достигли достаточного уровня, скажем, самостоятельного развития этих сегментов рынка для того, чтобы их объединить в единую структуру.

Если взять во внимание общее мнение страхового рынка, которое сформировалось на сегодняшний день, то большинство отзывов, конечно, говорят о том, что страховщики заинтересованы в создании мегарегулятора. Мы также знаем, что эту идею очень активно поддерживает руководитель нашей Комиссии, потому что мы столкнулись с ситуацией, когда разобщенность наших рынков, как отдельно рынка ценных бумаг, рынка небанковских учреждений и банковского сегмента привела к тому, что задачи и проблемы, которые возникли, например, у страховых компаний, невозможно решить на уровне нашего регулятора. Тоесть, у нас нет возможности повлиять на политику Нацбанка Украины. Поэтому общее мнение сошлось на том, что, если бы существовал мегарегулятор, то он бы проводил взвешенную политику, а именно такую, при которой бы один сегмент этого рынка не приносился в жертву другому. На сегодняшний день страховой рынок открыто заявляет, что политика Национального банка нами воспринимается, как решение задач и спасение банковской системы за счет физических лиц, и в том числе за счет рынка страховых компаний. Поэтому, конечно, с учетом всех этих факторов, страховой рынок поддерживает создание мегарегулятора. При этом мы очень хорошо понимаем, что это вопрос не одного дня. Мы также знаем, что, скорее всего до проведения выборов, этот вопрос тоже решаться не будет. Реально для создания мегарегулятора, приведения в соответствии законодательства может понадобиться не менее трех лет.

На базе какой из комиссий может быть создан мегарегулятор?

- Вопрос, конечно, спорный. Я предполагаю, что каждый из представителей будет доказывать свое право на создание на его базе мегарегулятора.

Нам известно, что на сегодняшний день, основным противником создания мегарегулятора является НБУ. Он не совсем против, но считает, что решение данного вопроса весьма преждевременно, учитывая уровень развития финансовой системы в стране. Но, не смотря на это, если решение о создании мегарегулятора будет принято, представители Нацбанка очень бы хотели, чтобы он создавался на их основе. Они в первую очередь будут настраивать на том, что именно у них имеются достаточно высококвалифицированные кадры и по уровню своего развития банковская система уже опережает все остальные. Остальными же участниками рынка именно Нацбанк, в качестве основы мегарегулятора, будет воспринят слегка негативно. Поэтому его создание возможно на базе Комиссии по ценным бумагам, но при этом надо четко понимать, что формировать и привлекать кадры нужно обязательно из представителей всех остальных регуляторов, которые будут находиться в подчинении этого мегарегулятора. Я считаю, что просто создавать мегарегулятор на базе кого-то одного - это, наверное, будет не совсем неправильно, потому что разные сегменты рынка имеют достаточно большие различия, и, не зная истории их развития, формирования, понимания проблем и задач, которые четко стоят перед тем или иным сегментом, сложно адекватно ими управлять. Вопрос, кто мог бы возглавить мегарегулятор, пока остается открытым. Вполне могут появиться люди, кандидатуры которых на сегодняшний день мы пока не рассматриваем, потому что полномочия у такого мегарегулятора и, соответственно, сфера влияния будут, судя по всему, достаточно большими.

Сегодня мы оцениваем создание мегарегулятора. С точки зрения актуальности - это та проблема, с которой мы уже столкнулись, а остальное представление только теоретическое, потому что нет единой модели деятельности даже на мировом рынке. В каждой стране, имеющей мегарегулятор, объединены разные сегменты финансового рынка: где-то - это банки и страховые компании, где-то - ценные бумаги и банки.

Будет ли мегарегулятор ущемлять в чем-то Госфинуслуг или Комиссию по ценным бумагам, т.е. действующих регуляторов?

- И Комиссия по ценным бумагам, и Госфинуслуг, да в принципе, и Нацбанк вообщем поддерживают идею создания мегарегулятора, только речь идет о том, в какой период, когда и как его создавать. Замечу, что ни в одном интервью мы не видим, что Нацбанк категорически против. Они лишь говорят о том, что рынок не совсем готов к этому, и это может быть на сегодняшний момент преждевременно. Также Нацбанк руководствуется нормами Конституции, в которой написано, что НБУ - это единый орган, который осуществляет надзор за деятельностью банков, т.е. здесь стоит вопрос скорее юридический. Некоторые эксперты даже говорят о том, что надо вносить изменения в Конституцию. Поэтому создание мегарегулятора – это только вопрос времени. Поскольку идею поддерживают все, то все понимают, что у этого мегарегулятора будут какие-то функции. Один из основных вопросов, при создании мегарегулятора - это четкое разделение полномочий и понимание, какие функции останутся на уровне непосредственных регуляторов, и какие функции перейдут к мегарегулятору. И если сможет быть построена такая система, в которой никто не будет заходить за пределы распределенных функций, то, в принципе, это должно способствовать улучшению механизма регуляции, контроля и надзора. Так как, на мой взгляд, задача мегарегулятора – это координация и взаимодействие, создание таких процессов и оценка рисков таким образом, чтобы это помогало существованию каждого сегмента рынка, способствовало развитию и качественно, и количественно, а не решение каких-то технических вопросов, которыми сегодня занимаются непосредственно наши регуляторы. Если, конечно, такой прозрачности и четкости не будет, то возможны ситуации, когда мы в результате не будем понимать, какие проблемы поможет нам решить комиссия, а по каким вопросам надо будет обращаться к мегарегулятору.

Поэтому это достаточно важный вопрос, который заключается в разделении полномочий, четкому определении сфер влияния, и, соответственно, очень важно на сегодняшний момент, кому, в конце-концов, будет подчиняться мегарегулятор.

За чьи деньги будет работать мегарегулятор?

- Сегодня у нас существуют три структуры. Они все равно финансируются за счет госбюджета. Создание мегарегулятора, по моему мнению, не должно привести к большому увеличению затрат. Это просто будет перераспределение каких-то функций и соответственно финансирования. Кроме того, если предусматривается централизация управленческих функций и полномочий, то это наоборот, может привести к сокращению расходов из бюджета. Кроме средств бюджета, возможно, частично осуществлять финансирование за счет отчислений участников рынка. Например, страховщики не были против того, чтобы выполнение определенных функции Госфинуслуг в какой-то части финансировались бы и за счет страхового рынка. Конечно, это не должно касаться контролирующих и надзорных функций, но, если речь идет о какой-то деятельности, связанной с развитием, обучением, консультациями, методологическими разработками, то вполне можно рассматривать вопрос об отчислении какого-то определенного очень небольшого процента, например, от суммы собранных премий, на финансирование. Но основным источником финансирования, поскольку это государственный орган, и он выполняет в первую очередь, государственные задачи, должен быть, конечно, бюджет.


Тимур Бекбулатов: Финансовый навигатор TRISTAR.com.ua

Рекомендовать:



Если вы обнаружили ошибку на этой странице, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Темы
Финтех
Аграрная сфера
Чемпионат по страхованию
Страховые объединения
Интересное в страховании
Страхование жизни
Автострахование
Медицинское страхование
Страхование рисков
Агрострахование
Страхование имущества
Страхование туристов
Страхование и банки
Мошенничество в страховании
Пенсионные фонды
Обзор рынка страхования
Мнение профессионала
Интервью
Руководители: о личном
Подкасты
Исследование
Перестрахование
Страховые брокеры
Страховые компании
Слияния и поглощения компаний

Все темы >>>
Рассылка

Анонсы | Подкасты | Акции | Реклама | Песочница | Партнеры | О нас | Правовая информация

Страховой каталог INS.ORG.RU Rambler's Top100 Система Orphus
©2007-2024 TRISTAR.com.ua - твой финансовый навигатор!
© При полном или частичном использовании информации прямая гиперссылка на сайт TRISTAR.com.ua обязательна.