Европротокол - это специальный бланк унифицированного по всей Европе образца,
который заполняется водителями-участниками дорожно-транспортных происшествий (ДТП) на месте аварии. Такое
себе сообщение страховой компании о ДТП, что становится основанием для выплаты
страхового возмещения потерпевшей в аварии стороне без вызова представителей
Госавтоинспекции (ГАИ) и
без выписывания штрафов.
Таким правом могут воспользоваться участники ДТП, обеспеченные
полисом
обязательного страхования гражданской правовой ответственности
(ОСГПО), если
отсутствуют травмированные (погибшие люди) и водители не находятся под влиянием
алкогольного, наркотического или другого опьянения. С 19 сентября
вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные
акты Украины относительно ДТП и выплаты страхового возмещения» от 17 февраля
2011 г. Поэтому Моторное (транспортное) страховое бюро Украины (МТСБУ)
рекомендовало автовладельцам, чьи договора страхования заключены до этой даты,
перезаключить их, чтобы иметь возможность воспользоваться системой упрощенного
оформления ДТП — европротоколом.
По данным ГАИ, 85% всех ДТП в стране происходят без потерпевших, то
есть большая их часть может быть урегулирована без обращения к ней. Это
даст возможность значительно сократить время, необходимое для урегулирования
ДТП, и освободить проезжую часть дорог, что будет содействовать улучшению
ситуации на автотрассах при проведении в Украине Евро-2012.
Страшилки относительно возможности увеличения цены полиса в связи с
внедрением в Украине европротокола бурлили на рынке уже несколько месяцев. Свыше
7 млн. автовладельцев с нетерпением ждали ценовых ориентиров. Но, как заявил
президент МТСБУ
Владимир Романишин, цена полиса не возрастет. Вторым важным
параметром является максимальный размер страховой выплаты за вред,
причиненный имуществу пострадавших, в случае оформления документов о ДТП без
участия работников Госавтоинспекции МВД Украины. Госфинуслуг пока не утвердила
по представлению Моторного (транспортного) страхового бюро Украины максимальные
размеры страховой выплаты за такой вред. МТСБУ предложила Госфинуслуг
установить ее в размере 50 тыс. грн по одном страховому случаю, но не больше чем
10 тыс. грн по одном потерпевшему, но «это предложение было отклонено с целью
защиты интересов потребителей финансовых услуг из-за негативных социальных
следствий». Как уточнил президент МТСБУ Владимир Романишин, они
предлагают ограничить «потолок» максимальной выплаты по европротоколу 10 тыс. до
31 декабря 2012 года и 25 тыс. — после этой даты и в дальнейшем постепенно ее
увеличивать.
Поскольку европротокол предусматривает единственный тип полиса, который
распространяется на всех водителей, которые имеют право на управление
автомобилем (ранее это: 1 тип — «один автомобиль — любой водитель», что является
наиболее дорогим), то его цена окажется большей, чем полисы 2-го и 3-го типов
«один водитель — любой автомобиль в данной категории» и «один автомобиль — до 5
указанных в полисе водителей». «Страховая защита на договора
первого типа распространяется на любое лицо, которое находится за рулем на
законном основании», — подчеркивают в СК «Оранта».
По данным Лиги страховых организаций (ЛСОУ), после
вступления в действие европротокола в среднем цена полиса ОСГПО для тех, кто
раньше покупал 2-3 тип полиса, может подняться на 10-12%. Например, если раньше
стоимость полиса на автомобиль с двигателем объемом 1,6 литра для киевлянина со
стажем вождения 3-10 лет составляла немного более 700 грн, а с мотором от 1,6 до
2 литров — почти 900 грн, то после наступления действия закона она будет
составлять 800-1000 грн.
В этом году стоимость страхового полиса, например, в Киеве и областях
возросла вдвое (средняя стоимость по Киеву составляет 600 грн, по
регионам — 250-500 грн). Это вызвано введением новых корректирующих
коэффициентов стоимости полиса в августе в прошлом году. Страховщики
мотивировали рост цен увеличениям количества транспортных средств, ДТП,
повышением цен на ремонтные работы и запасные детали. Поднятие тарифов
содействовало значительной прибыльности их бизнеса.
За январь-июль в этом году сравнительно с аналогичным периодом прошлого сумма
полученных платежей за ОСГПО возросла на 45% приблизительно до 1,3 млрд грн,
тогда как сумма осуществленных возмещений едва поднялась на 17,8% и достигла
лишь 473, 9 млн грн, хотя за семь месяцев нынешнего года было продано на 0,4%
полисов больше. То есть возмещения в разы отстают от премий: если в прошлом году
страховщики еще выплачивали почти 45% от премий, то в нынешнем (после
практически года работы по новым тарифам) общий объем выплат упал до 36%.
Поэтому эксперты считают, что прозрачность в вопросе расчетов базового
платежа и его коэффициентов должны стать достоянием общественности.
В случае ДТП его участники должны обратиться к страховщику не позднее
трех рабочих дней. А тот обязан выплатить возмещение не позднее 15 дней
со времени согласования с пострадавшим размера убытка, а весь процесс
урегулирования не должен превышать 90 дней с момента обращения к страховщику с
заявлением о выплате.
В Европе идея оформления ДТП без участия представителей дорожной полиции
начала реализовываться еще в 50-х годах ХХ века, и в некоторых странах дорожная
полиция вообще не уполномочена заниматься оформлением ДТП, что является
прерогативой страховых компаний. Украина находится лишь в начале этого пути.
По прогнозу МТСБУ, после введения европротокола выплаты страховщиков
по ОСГПО в 2011 году превысят 1 млрд грн, в 2012 — 1,5 млрд грн, хотя
независимые эксперты считают эти суммы завышенными на 200-300 млн грн.
Для прозрачности деятельности этого вида страхования, которое затрагивает
интересы миллионов физических лиц-автовладельцев, МТСБУ и Госфинуслуг должны
полностью раскрыть информацию по базе расчетов, чтобы каждый страховщик, любой
специалист в нашей стране или за границей могли проверить результаты и сравнить.
Если государство ввело такой вид страхования, то должно отчитываться, как на
самом деле в нем идут дела. И контролировать это не хуже, чем тарифы ЖКХ или
цены на бензин.