В мае депутаты окончательно одобрили изменения к Закону "Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств" (ОСГПО). Новый закон, вероятно, начнет действовать уже с сентября текущего года. Страховщики уверяют, что станут платить по автогражданке чаще и больше. Однако водители потеряют часть привилегий, таких как, например, скидки за безаварийную езду.
максимальная сумма, которую могут получить жертвы аварий либо их родственники (в случае, если в ДТП есть погибшие), составляет 100 тыс. грн. Но на практике "вытрясти" из страховщика такую компенсацию нереально.
Проблема в том, что по закону компании обязаны оплачивать лишь те расходы, которые пострадавший может подтвердить документально. Но медицина в Украине де-юре является бесплатной. А большинство врачей, хотя и требуют за свои услуги изрядную сумму, официально подтверждать получение взятки, увы, не хотят. Поэтому большинство пострадавших могут предъявить компаниям лишь чеки на покупку лекарств и счета за некоторые платные процедуры в клиниках.
По данным компаний, средняя сумма выплаты по ущербу жизни и здоровью пострадавших в ДТП в I квартале с. г. колебалась в диапазоне 5-6 тыс. грн. Для сравнения: средняя компенсация по "железу" составляла 8-9 тыс. грн.
После вступления в силу закона граждане, пострадавшие в ДТП, будут получать минимальные гарантированные суммы независимо от того, подтвердят они расходы на лечение или нет. Страховщик будет обязан выплатить гарантированный минимум автоматически, как только пострадавший предъявит "больничный".
Стартовая сумма компенсации составит 1/30 от минимальной заработной платы за каждый день лечения (37,8 грн. в день) на протяжении не более 120 дней. Если расходы потерпевшего превысят эту сумму и он сможет предоставить подтверждающие документы (счета и чеки), страховщик компенсирует все дополнительные затраты в пределах оговоренного законом лимита в 100 тыс. грн.
Гарантированные выплаты причитаются и жертвам ДТП, получившим инвалидность. При инвалидности III степени компенсация составит 12 минимальных зарплат (на данный момент 13 608 грн.), II степени — 18 минимальных зарплат (20 412 грн.). Если дело закончится летальным исходом или инвалидностью I группы, гарантированная выплата достигнет 36 минимальных зарплат (40 824 грн.). Обязательная компенсация расходов, связанных с похоронами, составит 12 зарплатных минимумов. Однако общая сумма возмещения, которую сможет получить потерпевший или его родственники, не сможет превысить 100 тыс. грн.
Введение механизма гарантий — значительный шаг вперед по сравнению с действующей системой. На данный момент потерявшая кормильца семья либо получивший инвалидность гражданин могут потребовать от страховщика компенсацию утраченного дохода. Но деньги им выдадут только при наличии официальной справки. Поскольку более трети зарплат в нашей стране выплачивается в "конвертах", предъявить необходимые документы зачастую бывает невозможно. Если же в ДТП погибает пенсионер или ребенок, их родственники могут претендовать исключительно на компенсацию документально подтвержденных затрат на ритуальные расходы.
В то же время ближайшие родственники погибших в ДТП граждан смогут "автоматом" получать компенсацию морального ущерба в размере 12 минимальных зарплат (13 608 грн.).
Страховщики по-прежнему будут предоставлять прилежным водителям льготы за безаварийную езду. Но система расчета бонусов претерпит изменения. Сейчас система "бонус-малус" позволяет компаниям делать скидки на полисы автогражданки до 50% (при условии, что страхователь не попадал в ДТП в течение 10 лет). В дальнейшем же размер максимальной скидки может быть изменен.
Теперь страховщики не смогут и чрезмерно взвинчивать тарифы. В настоящее время им разрешено накручивать до 145% от суммы платежа по ОСГПО. Такая надбавка действует, например, в случае, если в течение года по вине страхователя случалось две аварии и более.
Документ вводит систему штрафов для клиентов, которые будут нарушать условия страхования. Например, если ДТП спровоцировал водитель, чей стаж вождения или возраст меньше того, что указан в договоре, страховщик выплатит пострадавшему возмещение. Но впоследствии стребует с виновника аварии 50% от суммы компенсации в порядке регресса.
Такое же наказание ждет и водителей, скрывших от СК информацию, важную для расчета тарифа. Так, компания может предъявить регресс на половину суммы возмещения, если виновник аварии использовал свою машину в качестве такси, но при покупке договора по каким-либо причинам утаил этот факт от страховщика.
Правда, знают об этом далеко не все автовладельцы. А потому отказ страховщика выплачивать возмещение по уже недействительному договору зачастую застигает их врасплох. Впрочем, как и штрафы ГАИ, которые инспекторы выписывают им за отсутствие автогражданки. После вступления закона в силу при купле-продаже авто полис ОСГПО будет оставаться действительным и переходить к новому владельцу машины.
Одно из главных разочарований нового закона — отсутствие в нем норм о введении прямого урегулирования. И страховщики, и автовладельцы надеялись, что документ разрешит потерпевшим в ДТП получать возмещение в той компании, в которой они сами купили полис ОСГПО. Это сделало бы процедуру получения компенсаций гораздо более эффективной по сравнению с действующей (на данный момент потерпевшим приходится требовать выплаты от СК, где застрахована ответственность виновника).
Сейчас водители не слишком задумываются над тем, в какой компании страховать ответственность, и покупают самые дешевые полисы. Ведь разбираться со страховщиком придется не им, а потерпевшему. Если бы автовладельцы знали, что от выбора СК зависит судьба их собственной выплаты, то стали бы выбирать страховщика не менее тщательно, чем при покупке КАСКО. Теперь для введения процедуры прямого урегулирования потребуется принятие новых правок к закону. По прогнозам страховщиков, на это понадобится не менее года.
Валерия Эльбрехт, эксперт по автострахованию НАСК "Оранта":
Одна из новаций закона — новая система определения тотальной гибели транспортного средства. На данный момент автомобиль может быть признан физически уничтоженным, если его ремонт технически невозможен или экономически не обоснован.
Если автовладелец не соглашался с этим, ему возмещалась разница между стоимостью транспортного средства до и после ДТП, а также расходы на эвакуацию с места ДТП.
В новом законе согласие собственника на признание транспортного средства физически уничтоженным не является обязательным. Автовладельцу выплачивается разница между стоимостью транспортного средства до и после ДТП и расходы на эвакуацию (но не более 50 тыс. грн.). То есть остатки транспортного средства остаются у потерпевшего.
Александр Яременко, начальник отдела транспортных рисков СК "Allianz Украина":
Новый закон вносит некоторые изменения в процедуру расчета выплат. Он предусматривает возможность выплаты возмещения напрямую на СТО без проведения экспертизы (при согласии потерпевшего). Если же возмещение выплачивается непосредственно потерпевшему, страховая компания имеет право вычесть из этой суммы НДС.
Налог будет компенсирован автовладельцу только после предоставления им документального подтверждения факта оплаты ремонта автомобиля. Что касается франшизы, то она не изменится и составит до 1 тыс. грн. (до 2% от лимита ответственности по ущербу имуществу третьих лиц). Как и ранее, франшиза не применяется по ущербу жизни и здоровью третьих лиц, включая моральный ущерб.
Лучше сразу страховаться по КАСКО. Тем более, Уника, например, предлагает КАСКО 3 в 1 (страховка авто, страховка водителя и пассажиров, автогражданка по цене КАСКО)