Бизнес-омбудсмену в 2016 году удалось решить проблемы полтысячи компаний. Большинство из них носят системный характер, поэтому необходимо не индивидуальное вмешательство, а изменение правил работы на рынке. Бизнес жалуется, что чиновники безучастны к их проблемам.
Каждая вторая жалоба бизнеса – 49% – касается налоговых вопросов, говорится в отчете Совета бизнес-омбудсмена за 2016 год. Самыми проблемными являются налоговые проверки, задержки с возвратом НДС и инициированные ГФС уголовные производства против бизнеса. По 8% жалоб касаются противоречивости нормативно-правовой базы и
действий госструктур (Госгеокадастра, Государственной архитектурно-строительной инспекции, Антимонопольного комитета), 7% бизнеса жалуются на действия органов местного самоуправления, еще 5% проблем – таможенные споры.
Всего за прошлый год бизнес-омбудсмен получил 868 жалоб, открыл 603 дела, а закрыл 570. Из них 280 дел закрыты с позитивным результатом, 117 дел – с рекомендациями, а рассмотрение 170 дел было приостановлено. «Приостановление рассмотрения происходит, если жалобщик после обращения к бизнес-омбудсмену самостоятельно обращается в суд или перестает выходить на контакт с нами», – пояснили в пресс-службе Совета. Прямой финансовый результат расследований составил 5,96 млрд грн: самые крупные суммы – это возобновленное возмещение НДС (4,19 млрд грн) и отмена штрафов налоговых органов (885 млн грн). За весь период работы Совета бизнес-омбудсмена (с мая 2015 года) положительный финансовый результат составил 8,67 млрд грн.
Комплексные предложения
Рекомендации бизнес-омбудсмена выполняются на 87%. Большинство из них – индивидуальные рекомендации по решению конкретной проблемы. «Например, к нам поступает жалоба от компании о невозвращении НДС. После изучения материалов жалобы оказывается, что компанией подготовлены и представлены все необходимые документы, и она имеет право на получение возмещения. В таком случае мы даем рекомендацию ГФС «вернуть средства» и следим за ее выполнением. Когда средства поступают на счет компании, рекомендация считается выполненной», – пояснила FinClub заместитель бизнес-омбудсмена Татьяна Короткая.
В офисе бизнес-омбудсмена признают: большинство жалоб носят системный характер и являются риском для украинского бизнес-климата. «Безусловным источником проблем для украинского делового климата остаются вопросы администрирования налогов, коррупция на низших, средних и высших звеньях управления налоговыми администрациями, уголовные производства по отношению к предпринимателям со стороны фискальных органов», – говорится в отчете. Доля жалоб на налоговые органы выросла на 13 процентных пунктов по сравнению с 2015 годом.
Еще одной болезненной темой для бизнеса является злоупотребление полномочиями правоохранительными органами. В начале 2016 года Совет бизнес-омбудсмена опубликовал отчет с предложениями изменений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы. «Меньше всего проблем в общении с госорганами возникает у мелкого бизнеса: такой бизнес не приносит существенных доходов, поэтому он никому особо не интересен. Чем больше бизнес, тем больше к нему вопросов. В первую очередь очень ощущается присутствие силового сектора: государства в этой сфере оказывается очень много», – говорит вице-президент Союза украинских предпринимателей (СУП), управляющий партнер компании Baker Tilly Ukraine Александр Почкун.
Для решения наиболее типичных проблем бизнес-омбудсмен с начала своей работы подготовил уже восемь специальных отчетов. «Мы мониторим ситуацию, которая сложилась в том или ином секторе, разрабатываем рекомендации или на основе конкретных кейсов, которые поступают от жалобщиков, или на основе европейских и международных норм, участвуем в подготовке нормативно-правовых актов, добиваемся их включения в планы профильных министерств и ведомств, следим за дальнейшим развитием событий», – поясняет Татьяна Короткая.
Но системные проблемы решаются сложнее всего. «Они, как правило, касаются застарелых проблем во всех сферах. Это земельные вопросы в строительстве, ряд аспектов международной торговли. Мало кто из предпринимателей, желающих заниматься экспортом, задумывается о том, что главная задача – не найти покупателей за границей и доставить им качественный и, при необходимости, сертифицированный товар, а не нарваться на санкции в сфере внешнеэкономической деятельности, которые заблокируют весь бизнес. Эти проблемы не решить внесением изменений в какой-то один нормативно-правовой акт», – уверяет Татьяна Короткая.
Отдельные шаги
Ряд рекомендаций бизнес-омбудсмена, которые касались налогового законодательства, были учтены при обновлении Налогового кодекса в конце 2016 года. «Наиболее успешно системные рекомендации в этой части выполняет Минфин», – говорит Татьяна Короткая. Бизнес-омбудсмен рассчитывает, что электронный реестр возмещения НДС уменьшит поток жалоб на работу ГФС. Александр Почкун не так оптимистичен: «Наша фискальная система почти не изменилась, хотя формально изменения были. Например, был введен электронный реестр возмещения НДС, но автоматического возмещения НДС нет. Поэтому для прозрачного бизнеса ничего не изменилось».
В офисе бизнес-омбудсмена признают, что сложнее всего работать с органами местного самоуправления. «Это обратная сторона децентрализации. Децентрализация принесла много изменений на местах, но вопрос реализации этих полномочий остается открытым. Мы уже подготовили ряд рекомендаций и представили их премьер-министру и другим заинтересованным сторонам», – указано в отчете. Предприниматели сталкиваются с такими проблемами, как выделение земельных участков, согласование правил и выдача разрешений, коммерческие споры.
Бизнес-омбудсмен рассчитывает на помощь ассоциаций бизнеса, общественных организаций, политиков и чиновников. «Одна из главных проблем – отсутствие взаимодействия между органами власти и госструктурами, поэтому пока компания-импортер решает проблемы на таможне, к ней могут возникнуть вопросы у НБУ», – говорит Александр Почкун. Он признает: бизнес всегда ищет выгоду и будет решать вопросы так, как дешевле. «Принципиальность может привести к разрушению бизнеса. К тому же не всегда предприниматель сможет доказать свою правоту в суде: изменения в судебной системе, к сожалению, слабо заметны», – поясняет он.