Эдуард Тупчиенко: «В ближайшие время ниша direct-страхования в Украине может занять 3-5% от всего страхового рынка»
16.01.10
Первый заместитель председателя правления СК “Retail-страхование” Эдуард Тупчиенко рассказал о возможных тенденциях развития прямого страхования в Украине, о тех сложностях, с которыми оно столкнется, а также о недоверии украинских граждан к страхованию в принципе и влиянию этого фактора на развитие его инновационных направлений.
Direct-страхование в Украине только сейчас начинает свое развитие. Можно прогнозировать приход крупных страховщиков, которые занимают хорошие позиции в странах Европы и СНГ, и уже имеют значительный опыт работы в данном направлении.
Сложно прогнозировать количество компаний, которые могут появиться в будущие 2-3 года на нашем страховом рынке. Это связано с финансовым кризисом и в целом с интересом иностранных инвесторов в развитии бизнеса в Украине. Рынок прямого страхования еще неразвит в нашей стране, поскольку здесь присутствует достаточно большое количество СК, занимающихся классическим страхованием, ищущих альтернативные пути развития и удержания доли рынка.
Но однозначно можно говорить, что ближайшие годы direct-страхование в Украине будет интенсивно развиваться, поскольку во многих компаниях идет интенсивное формирование Интернет-продаж, что позволяет минимизировать затраты на развитие и содержание точек продаж. На мой взгляд, мелкие компании, которые не смогут найти свое место в классическом страховании будут перепрофилироваться, и пытаться занять нишу в прямом страховании, поскольку сейчас очень быстро меняется картина страхового рынка: формируются новые лидеры отрасли с иностранными инвестициями и новыми технологиями.
Приход иностранных игроков direct-страхования однозначно будет – это лишь вопрос времени. Они смогут показать пути развития страхового бизнеса в Украине и ускорят «воспитание» культуры страхования в целом.
Сложности развития страхования в Украине появились по причине финансового кризиса, в результате которого отдельные страховщики не выдержали финансовых трудностей. Это в свою очередь, оставило негативный отпечаток на доверии клиента к страхованию в целом. Достаточно много клиентов пострадало от неплатежеспособности некоторых игроков.
Что касается direct-страхования, то основной сложностью, помимо низкого уровня страхования и доверия, является стереотип виртуальности услуги. А именно - неготовность страхователя получать услугу, не посещая офис или отделение. Нашей компании приходится адаптировать модель прямого страхования под украинский рынок и потребности клиента. Безусловно, мы придем к тому, что клиенты будут получать максимально количество услуг, не выходя из дома или офиса. Тем самым мы сможем оперативно и качественно предоставить услугу нашим клиентам, которым удобно страховаться на расстоянии. Правда вопрос честности страховщика в этом случае довольно остр, и у потенциального страхователя подсознательно возникает определенная степень недоверия. Необходимо время для поднятия культуры страхования в Украине, и страховщики практикой должны доказать прозрачность и надежность страхования в целом.
Новые каналы дистрибуции, такие как прямое страхование (direct), становятся более значимыми во всех развитых странах. Пока сложно утверждать, получит ли прямое страхование в Украине такой же размах, как, к примеру, в Великобритании, где страховщики привлекают более 30% всех премий именно от прямых продаж. Во время финансового кризиса украинский народ потянулся к более дешевым страховым решениям, которые сегодня может предложить прямое страхование. В связи с этим для direct-страхования появляется хорошая возможность сделать рывок вперед, поскольку в условиях вынужденной экономии, люди могут более внимательно присматриваться к ценовому предложению.
Сегодня можно прогнозировать, что в ближайшие несколько лет ниша direct-страхования в Украине может занять 3-5% всего страхового рынка. Однако если зарубежные инвесторы проявят интерес к Украине, то рынок может ожидать и более существенный передел.