Рынок наводнили поддельные полисы ОСАГО. По худшим прогнозам, в обороте их может быть до 500 000. Это — огромная цифра, ведь всего в стране чуть больше 5 млн полисов. Выходит, что каждый 10-й может оказаться фальшивым. Откуда берутся подделки?
Полмиллиона клиентов — немалый рынок. И для того, чтобы разобраться с подделками, сначала нужно определиться, какие они бывают. Нужно различать понятия фальшивый, недействительный и фальсифицированный полис. Фальшивые незаконно изготавливают в типографиях. У них есть все признаки страхового полиса. Фальсифицированный – это полис, в который незаконно внесены изменения (дописывание, подтирание, подчистка, исправление текста). Сколько на рынке фальшивых и фальсифицированных полисов, не знает никто. Прикинуть можно только возможное количество подделок и недействительных страховок. По разным подсчетам оно достигает 300-500 000.
По данным Моторного (транспортного) страхового бюро Украины (МТСБУ), на 1 октября 2015 года утерянными считалось 104 700 бланков полисов ОСАГО. Это — 2% от заключенных в Украине договоров. Утерянных полисов стало больше – в 2014 году их было всего 0,75%. Еще 322 000 бланков ОСАГО были испорчены.
Полис ОСАГО – бланк строгой отчетности и в любой страховой компании серьезно следят за их сохранностью. Но случаи утери или воровства полисов — не редкость. Испорченные полисы не могут быть повторно использованы для заключения договоров страхования. Есть процедура уничтожения испорченных бланков полисов в присутствии представителя страховщика, на учете у которого они находятся и представителя МТСБУ. После уничтожения бланков составляется соответствующий акт. Но все же, как минимум, десятая часть таких полисов также попадает в продажу.
Увеличение количества утерянных полисов связано, в первую очередь, с аннексией Крыма и военными действиями в Донецкой и Луганской областях. По данным МТСБУ общее количество бланков утерянных на оккупированных территориях – 30 000. Сказать точно, что произошло с бланками, утерянными на оккупированных территориях, никто не может. Вполне вероятно, что часть из них используют мошенники. МТСБУ утверждает, что не может контролировать продажу полисов в зоне АТО, так как по номеру автомобиля невозможно определить его реальное местонахождение.
В утерянных не учтены бланки компаний, исключенных из МТСБУ – это СК «Гарант-Авто» и СК «Украина». В МТСБУ говорят, что эти полисы нельзя считать утерянными, они находятся на учете у компаний и должны быть возвращены в МТСБУ. «По состоянию на 21.12.2015 остатки бланков СК «Гарант Авто» составляют 13 996, а СК «Украина» – 70 410. Эта компания не вернула в МТСБУ ни одного бланка ОСАГО», – говорит Владимир Шевченко, генеральный директор МТСБУ. По факту, часть из этих полисов используется незаконно и продолжает поступать в продажу.
В распоряжении «Минфина» оказался любопытный адвокатский запрос в МТСБУ. В документе говорится о том, что 17 ноября 2015 года произошло ДТП при участии трех автомобилей – ДЭУ, Мазда и Шевроле. Работники полиции во время оформления ДТП выяснили, что у водителя ДЭУ (на него составлен протокол как на виновного), нет полиса ОСАГО. В базе данных Моторного бюро, при проверке по номеру авто, информации об этом полисе не оказалось. Уже на следующий день, 18 ноября, водитель автомобиля ДЭУ сообщил, что у него есть полис ОСАГО выданный 12 ноября 2015 года СК «Украина» (эта компания не имеет права продавать полисы ОСАГО с 1 июля 2015 года). В базе МТСБУ этот полис числился как «не использованный». А уже 26 ноября в базе МТСБУ появилась информация о том, что предъявленный полис оформлен на автомобиль ДЭУ. Хотя это и не сделало его действительным: в полисе не указаны номер платежного документа и расчет страхового платежа.
Адвокат обратился в Бюро с вопросами: кто несет гражданско-правовую ответственность за действия водителя-виновника ДТП, действителен ли полис ОСАГО СК «Украина», выданный после 1 июля 2015 года, и какой порядок действий потерпевших в том случае, если виновный в ДТП предъявляет недействительный полис от СК «Украина»? Бюро ответило, что «адвокатский запрос не может использоваться для предоставления консультаций и разъяснений норм законодательства».
В Бюро не отрицают, что проблема с бланками ОСАГО выданными СК «Украина» существует. «От имени СК «Украина» договора страхования продолжают заключать и после исключения из МТСБУ. Еще в августе МТСБУ обратилось в правоохранительные органы и прокуратуру с заявлением о незаконности подобных действий со стороны СК «Украина»», – говорит Владимир Шевченко. Страховщики судачат, что уже после исключения из членов МТСБУ компания заключила около 60 000 договоров ОСАГО.
Много полисов подделывают типографским способом. По оценкам МТСБУ на рынке больше 100 000 таких «страховок». Вероятной причиной такого явления в Моторном Бюро видят нелегальную печать полисов на полиграфических комбинатах, расположенных на оккупированных территориях.
В Бюро говорят, что регулярно выявляют факты заключения фальшивых и фальсифицированных договоров. С февраля 2015 года МТСБУ проводит контрольные закупки в регионах. «После внутреннего расследования МТСБУ, документы направляются в органы МВД. Уже заведено 16 уголовных дел по итогам поверок в Харькове, Днепропетровске, Одессе и Киеве», – рассказывает Владимир Шевченко. Так, в конце прошлого года в Днепропетровской области Национальная полиция задержала группу мошенников, которая реализовала около 2 5000 фальшивых полисов.
Уберечься от фальшивок
Распознать фальшивку непросто. Часто ее владелец знает, что полис поддельный и предъявляет его только при проверке. В случае ДТП такой автовладелец может сказать, что у него нет полиса страхования ОСАГО. Ведь за использование фальшивых или фальсифицированных документов предусмотрена уголовная ответственность.
Согласно законодательству, МТСБУ выплачивает компенсацию пострадавшим в ДТП, даже если у виновника ДТП нет ОСАГО или предоставляет просроченный/недействительный документ. Впоследствии МТСБУ может выдвинуть регрессное требование к виновнику ДТП. Но недействительным или фальшивым полис «автогражданки» может быть признан только в судебной порядке. Пострадавшему водителю заплатят только если судебное решение будет положительным. А если выяснится, что фальшивый полис находился у пострадавшего участника ДТП, МТСБУ не выплатит вообще ничего. Обладателям фальшивок везет. За весь 2015 год в МТСБУ заведено только 10 дел о страховом возмещении по фальшивым полисам ОСАГО.
Как защититься от подделки? В Бюро советуют при покупке полиса ОСАГО проверять его действие на сайте МТСБУ. Главная зона риска - передвижные пункты продажи на базе обычных автомобилей. Бюро рекомендует покупать полис в стационарных пунктах продаж, офисах, центрах, представительствах страховщиков. «Купленный дешевле «в кукурузе» страховой полис может обернуться серьезными неприятностями – потерянным временем, дополнительными расходами на покупку настоящего страхового документа и т.д.», – добавляет Валерий Ушневич, заместитель председателя правления СК «Глобус» VIG. Кроме этого, для получения подтверждения платежа (чек, квитанция), нужно оплатить полис через банк или терминал.
По мнению председателя комиссии по страхованию Украинского общества финансовых аналитиков Вячеслава Черняховского, частично проблему фальшивок и незарегистрированных бланков поможет решить введение в Украине электронного полиса ОСАГО. Среди главных преимуществ такого нововведения – невозможность оборота фальшивых полисов, полное отсутствие утерянных и испорченных бланков.
МТСБУ уже разработало техническое решение для перехода рынка ОСАГО на заключение электронных полисов. До 15 января 2016 года несколько страховщиков тестируют работу системы «Электронный полис». В дальнейшем планируется полномасштабный запуск в формате пилотного проекта. «Мы надеемся, что в 2016 году будут приняты изменения в закон ОСАГО в части перехода всего рынка к заключению электронных полисов», – говорит Владимир Шевченко.
Варианты фиктивных полисов:
Полис с изменениями. Например, изменена дата начала или окончания срока действия.
Полис-двойник. Серия, номер, печати, страховая компания – все действительное, однако на один договор есть одновременно два владельца.
Подделанный типографским способом бланк. Номер может совпадать с реальным номером полиса.
Полис ушедшего с рынка страховщика, выданный после его выхода из системы ОСАГО. По закону, такие бланки должны изыматься из оборота и возвращаться в МТСБУ, но, как показывает практика, они надолго задерживаются на рынке.