Новости Статьи Обучение Термины Компании Банковские металлы
Новости

Все новости >>>

 

Мнение профессионала
В шаге от доверия. Что изменится для клиентов на рынке страховых услуг

Если для европейцев страховать свое имущество, жизнь или здоровье так же естественно, как дышать, то в Украине ситуация другая. Доверять страховщикам граждане все еще не спешат, выбирая из всего разнообразия страховых услуг преимущественно медицинское или автострахование. Новый закон о страховании коренным образом меняет рынок страховых услуг. Какие перспективы он открывает для потребителей и станут ли украинцы больше доверять страховщикам?

Ольга Шумик: директор Департамента методологии регулирования деятельности небанковских финансовых учреждений НБУ
Правило успеха
"В бизнесе есть 4 времени года, бывает лето, когда все удается, но и зима когда ничего не получается"
Страхование

 


Обзор рынка страхования

Год за два: как небанки выжили под Нацбанком
12.07.21

1 июля исполнился год, как Национальный банк стал регулятором для небанковских финансовых учреждений. За это время количество игроков этого рынка уже сократилась примерно на 5%, хотя НБУ начал делать свои правила и требования более жесткими лишь недавно. С принятием новых законов и нормативов желание уйти с рынка «добровольно» появится и у других финучреждений.

Год назад небанковский финансовый сектор получил новых регуляторов: Нацкомфинуслуг была ликвидирована, а ее рынки распределили между собой Нацбанк и НКЦБФР. После сплита под контроль НБУ перешли страховые компании,
материалы в тему:
кредитные союзы, финансовые и факторинговые компании, бюро кредитных историй, ломбарды и лизингодатели. В государственном реестре на 1 июля осталось 1872 компании: 181 страховая компания, 308 кредитных союзов, 958 финкомпаний, 287 ломбардов и 138 лизингодателей.

За год количество небанковских финансовых учреждений сократилась на 103. «Сокращение количества участников было характерно для всех видов небанковских финансовых учреждений. Для страховщиков, кредитных союзов и ломбардов эта тенденция характерна в течение последних пяти лет», – отметила директор департамента надзора за рынком небанковских финансовых услуг НБУ Ольга Максимчук.

Топ-менеджер НБУ уверяет, что компании ушли с рынка добровольно и этот процесс будет продолжаться. «Есть все предпосылки, что указанная тенденция продолжится. В подавляющем большинстве случаев мы имеем дело с добровольным решением компании по выходу из этого рынка. На наибольшее количество сократился страховой рынок: с рынка ушли 34 страховые компании. При этом ушли страховые компании, которые занимались внутренним перестрахованием. И новых страховщиков в течение последнего года зарегистрировано не было», – сообщила Ольга Максимчук.

Компании уходили по разным причинам: те, кто практически не оказывал финуслуг, а также компании, которые нарушали нормативы, но не ждали санкций НБУ и шли с рынка добровольно, чтобы сохранить деловую репутацию своих руководителей и владельцев. «Принудительное выведение с рынка путем аннулирования лицензии в качестве меры воздействия влечет негативные последствия для руководства таких компаний», – отметила Ольга Максимчук. Например, из десяти страховых компаний, у которых были остановлены лицензии за нарушение нормативов платежеспособности по итогам II полугодия 2020-го, семь подали заявления о добровольном уходе с рынка. Три компании-нарушителя пока не предоставили в НБУ информацию об устранении нарушений.

Потенциал сокращения количества участников рынка обеспечивают «спящие» компании, которые отчитываются о нулевых показателях деятельности: таких более 10% ломбардов, 21% финансовых компаний, 36% лизингодателей. За последний год закрылся 21 кредитный союз и 73 финансовые компании.

Нарушители нормативов также в зоне риска: в конце I квартала 2021 года четверть страхового рынка – 44 компании – не выполняли нормативы, хотя нарушителей не было среди 18 наиболее важных игроков рынка. На рынке кредитной кооперации 53 кредитных союза (17% рынка) не придерживались нормативов, в том числе половина из них – норматива непродуктивных активов. Нормативы по собственному капиталу нарушали 19 финансовых компаний и 6 ломбардов. 88 финансовых компаний-гарантов (37% рынка) имели нарушения, по которым ряд компаний отказались от этой лицензии.

Часть компаний не подавала отчетность в НБУ, и если они не реагировали на требование регулятора устранить нарушения, то действие их лицензий временно останавливалась. «В некоторых случаях по таким компаниям назначались внеплановые инспекционные проверки», – сказала Ольга Максимчук. Если компания не допускала этих инспекторов, НБУ аннулировал их лицензии.

Хотя новые игроки также появляются: за год созданы 53 новые финансовые компании, 11 лизингодателей, три ломбарда и один кредитный союз.

Тяжелый год

В профильных ассоциациях по-разному оценивают изменения на их рынках после сплита. «Переход полномочий состоялся достаточно мягко и предсказуемо – без возникновения зоны турбулентности, поскольку подготовка к получению мандата по регулированию небанков велась НБУ заранее, были подготовлены «Белые книги» будущего регулирования, осталась действующей нормативная база Нацкомфинуслуг, к новому регулятору были приглашены работники Нацкомфинуслуг , что позволило избежать резких изменений в подходах по государственному регулированию», – рассказывает генеральный директор Ассоциации финансовых институтов Владислав Блидченко.

Иного мнения придерживается генеральный директор Ассоциации по управлению финансами и инвестициями Виктория Волковская. «К сожалению, секторальную систему регулирования и надзора, наиболее эффективную и распространенную в развитых странах, мы потеряли. Сплит еще раз доказал, что функциональная система не так эффективна, сложно воспринимается как самим рынком, так и новыми регуляторами. Хотя все стараются как можно быстрее ознакомиться со спецификой «новоприбывших» участников рынка», – говорит она. По ее мнению, самым сложным было подстроиться под новые и совершенно другие формы отчетности, новые требования и правила, новый формат взаимодействия с регуляторами.

По данным НБУ, активы финансовых компаний на 1 апреля 2021 года составили 162 млрд грн, страховщиков – 62 млрд грн, ломбардов – 3,9 млрд грн, кредитных союзов – 2,3 млрд грн.

Еще в одной из ассоциаций напомнили, что НБУ обещал безболезненный и незаметный переход как для компаний, так и для потребителей, но они увидели обратное. «Многие крупные игроки ушли или уходят с рынка, новые правила приводят к удорожанию услуг для конечного потребителя, а это, мягко говоря, не вовремя, – пожаловался собеседник FinClub. – Со сменой руководства НБУ стало легче: хоть что-то стали обсуждать, хоть к чему-то прислушиваться. Но НБУ не смог за год разобраться в специфике всех сегментов, которые перешли под регулирование Нацбанка».

«Реализовались все риски, о которых мы предупреждали год назад. Главная проблема – НБУ оказался полностью не готов к новым функциям, хотя и долго готовился к ним», – считает генеральный директор ассоциации «Страховой бизнес» Вячеслав Черняховский.

НБУ говорит, что никаких послаблений не будет, если речь идет о защите интересов потребителей финуслуг. «Меры воздействия применяются и будут применяться с учетом сути нарушения и того, как это нарушение влияет на способность финансового учреждения выполнять свои обязательства перед потребителями. Если невыполнение норматива напрямую влияет на способность компании выполнять свои обязательства перед потребителями, то меры воздействия за такие нарушения будут жесткими, – пообещала Ольга Максимчук. – Будет углубляться надзор за компаниями, которые имеют более высокий риск, и анализ показателей деятельности таких компаний будет выходить и уже выходит за пределы анализа только отчетных данных».

Камень преткновения

Самая большая проблема, с которой столкнулись представители небанковского рынка после сплита, – это подача отчетности. «Показатели остались прежние, но предоставление информации и коммуникация с новым регулятором происходила новым и необычным для учреждений путем – через портал НБУ. К тому же работники участников рынка должны были изучить новые требования и научиться работать с новой системой передачи информации», – объясняет Владислав Блидченко.

НБУ признал это как самую большую проблему. «Самая сложная вещь, с которой мы столкнулись в рамках дистанционного надзора, – это была подача отчетности небанковскими финансовыми учреждениями. Это и другой портал, чем был у предыдущего регулятора, другие правила, другая форма подачи этой информации, поэтому это было вызовом не только для Нацбанка, но и для небанковских финучреждений. Качество информации, которую мы получали вначале, была крайне низкой, что невероятно затрудняло осуществление дистанционного надзора. Этот процесс длился два периода подряд. На сегодня качество информации достаточно высокое», – отметила Ольга Максимчук.

Вячеслав Черняховский рассказывает, что портал НБУ очень часто давал сбой, отчетность не попадала к регулятору, а компании получали предписания или штрафы. «При этом компании не имеют никакой возможности обжаловать санкции регулятора», – посетовал он.

Одним из самых неожиданных моментов Виктория Волковская называет пересмотр всей нормативной базы. «А учитывая то, что пересмотр нормативно-правовой базы – это изменение требований и правил, то в условиях карантина и финансовых проблем как у потребителей финансовых услуг, так и у самих финансовых учреждений это довольно сложно», – добавляет она.

НБУ за год принял новые положения о критериях рискованности, безвыездной надзор, меры воздействия, инспекционные проверки, лицензионные условия, новые требования к структуре собственности поставщиков финуслуг, утвердил сертификацию временных администраторов небанков, а из-за карантина позволил «подопечным» электронную подачу документов.

У игроков рынка есть вопросы к подготовке нормативных актов. «Раньше, если была проблема, мы собирались вместе с регулятором и искали варианты ее решения. Сейчас НБУ сам готовит нормативно-правовые акты, к которым мы подаем наши замечания, но их не учитывают», – объясняет Вячеслав Черняховский.

Не согласны участники рынка и с унификацией подходов по регулированию банков и небанков. «Унификация регулирования рынка финансового сектора, безусловно, является позитивом, но вместе с этим иногда возникают случаи бездумного переписывания нормативной базы банков для регулирования услуг, которые оказывают небанковские финансовые учреждения и которые отличаются от банковских продуктов, то есть без учета их специфики», – считает Владислав Блидченко.

Речь идет о требованиях к структуре собственности поставщиков финуслуг и определении критериев их прозрачности, которые рынок должен начать выполнять до 17 июня (18% небанков не раскрыли структуру собственности), или о требованиях к корпоративному управлению. Кроме того, НБУ планирует обязать страховые компании и кредитные союзы согласовывать с ним будущих руководителей этих финучреждений, как это происходит на банковском рынке.

Изменения на будущее

Год прошел – переходный период закончился. Парламент сейчас принимает новые согласованные с НБУ правила для небанковского финансового рынка. Депутаты в апреле – июне уже приняли в первом чтении проекты новых законов «О финансовых услугах и финансовых компаниях» (№ 5065), «О страховании» (№ 5315), «О кредитных союзах» (№ 5125). Во втором чтении приняты законы «О финансовом лизинге», «О платежных услугах», изменения, которые касаются агрострахования с господдержкой. В марте принят закон о коллекторской деятельности – НБУ впервые начнет регулировать коллекторские компании.

«Нацбанк сейчас вовлечен в огромное количество законопроектов и разработку концепции будущего законодательного урегулирования», – отмечает и.о. директора департамента методологии регулирования деятельности небанковских финансовых учреждений Сергей Савчук. В ближайших планах НБУ – создание системы гарантирования вкладов членов кредитных союзов и выплат по договорам страхования жизни, обновление закона об «автогражданке». Это приведет к еще большему усилению требований к страховым компаниям и кредитным союзам, анонсировала Ольга Максимчук.

«В фокусе любых, даже самых масштабных законодательных или институциональных трансформаций, должен оставаться потребитель страховой услуги и условия для развития конкретного сектора экономики. Поэтому самые важные изменения в нормативно-правовой базе – те, которые способствуют реализации социальной функции life-страхования, помогают нашим согражданам получить доступ к качественной и надежной страховой защите. В первую очередь, этого можно достичь за счет формирования прозрачных правил работы внутри рынка. Второй, не менее важный вектор изменений – это создание справедливых условий для развития нашей отрасли относительно других сегментов сферы финансовых услуг – банков, НПФ», – считает глава правления страховой компании «МетЛайф» Инна Белянская.

Владислав Блидченко считает, что подготовленные при участии НБУ законопроекты содержат дискуссионные нормы, которые необходимо дорабатывать в тесном сотрудничестве с рынком. «Бывают случаи, когда НБУ не отражает полученные замечания от рынка в этих презентациях или отклоняет существенные замечания без предоставления обоснованной позиции по их неучитыванию. Такая практика регулятора вызывает по меньшей мере удивление и беспокойство участников рынка», – объясняет он.

«Новые законы и изменения в действующие проходили сложные обсуждения, и не всегда регулятор и рынок были готовы слышать друг друга. Однако после вступления в силу профильного законодательства для рынка важно, что именно будет в подзаконных нормативно-правовых актах, которые являются своеобразной детализированной инструкцией, что и как делать, как выполнять установленные правила, а главное – кто останется, а кто из участников рынка уйдет, не приняв новых условий», – соглашается с коллегами Виктория Волковская.

Игроки надеются на более конструктивное сотрудничество с регулятором. «Участники Ассоциации финансовых институтов ожидают от Национального банка соблюдения принципов регулирования, задекларированных в «Белых книгах», постепенного введения нового законодательства, взвешенного принятия решений при применении мер воздействия к участникам рынка небанковских финансовых услуг и восприятия небанков равноважными и равноправными участниками рынка наряду с банками» , – перечисляет Владислав Блидченко.

Представители небанковского сектора ожидают разрешения на привлечение средств инвесторов и возможности предоставления сопутствующих услуг одновременно с финансовыми услугами. Но процесс реформирования регулирования небанковского сектора может затормозиться из-за кадровых ротаций, которые происходят в Нацбанке. Речь идет не только о прошлогодних изменениях в управленческой структуре НБУ, но и об увольнении руководства департамента лицензирования.

Ни игроки рынка, ни представители профильных ассоциаций не изъявили желания официально прокомментировать последние события. «Давать какие-либо оценки крайне сложно: мы не знаем, что происходило на самом деле внутри НБУ. Кроме того, нашим регулятором остается Нацбанк, поэтому мы будем работать с теми специалистами, которые придут на вакантные должности. В этом году ожидаем проверку от регулятора: увидим, как она будет проходить с новыми людьми», – рассказали в крупной страховой компании с иностранным капиталом.


Виктория Руденко: Finclub

Рекомендовать:



Если вы обнаружили ошибку на этой странице, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Темы
Финтех
Аграрная сфера
Чемпионат по страхованию
Страховые объединения
Интересное в страховании
Страхование жизни
Автострахование
Медицинское страхование
Страхование рисков
Агрострахование
Страхование имущества
Страхование туристов
Страхование и банки
Мошенничество в страховании
Пенсионные фонды
Обзор рынка страхования
Мнение профессионала
Интервью
Руководители: о личном
Подкасты
Исследование
Перестрахование
Страховые брокеры
Страховые компании
Слияния и поглощения компаний

Все темы >>>
Рассылка

Анонсы | Подкасты | Акции | Реклама | Песочница | Партнеры | О нас | Правовая информация

Страховой каталог INS.ORG.RU Rambler's Top100 Система Orphus
©2007-2024 TRISTAR.com.ua - твой финансовый навигатор!
© При полном или частичном использовании информации прямая гиперссылка на сайт TRISTAR.com.ua обязательна.