Как сохранить вещи и что делать при утрате багажа
29.05.09
"Дама сдавала в багаж: Диван, чемодан, саквояж, Картину, корзину, картонку И маленькую собачонку…".
(Самуил Маршак)
В поездке человека могут постигнуть тысячи неприятностей. Но одна из самых досадных — утрата багажа. Чтобы обезопасить себя от нее, багаж можно застраховать. В случае утери или кражи личного имущества при транспортировке, пассажиру компенсируют расходы в пределах определенного лимита на приобретение вещей первой необходимости. Причем полис страхования багажа обычно предлагается в пакете с
Багаж — это, прежде всего, личные вещи, которые путешествуют с вами в качестве ручной клади и (или) перевозятся в грузовом отсеке транспортного средства. Действие страхового покрытия распространяется на весь багаж только в тех случаях, если:
вы относитесь к своим вещам бережливо и используете их только по прямому назначению;
вы принимаете все необходимые меры к обеспечению их целостности и сохранности;
эти предметы находятся в камерах хранения, сейфах или других специально отведенных для этого местах;
ваши личные вещи хранятся в надежно запертых помещениях зданий, каютах пассажирских судов и охраняемых гардеробах.
На дорогостоящие предметы багажа, подлежащие декларированию при пересечении границы, необходима таможенная декларация (копия) с отметкой о прохождении таможенного контроля
В виде ручной клади с собой в салон самолета можно взять чемодан габаритами до 20х40х60 см и весом до 10 кг. Самое ценное нужно упаковать в ручную кладь, и не следует оставлять ее без присмотра. В отеле самое ценное стоит сдавать в камеру хранения.
Потеря или кража багажа в дороге происходят достаточно часто. Авиакомпания хоть и несет ответственность за пропажу вещей, но только во время пути: до момента, когда сумка не снята с ленты транспортера.
Лучше, конечно, застраховаться. Тем более что стоит страховка достаточно дешево. Ее цена зависит от страны пребывания, сроков и оценочной стоимости клади. Так, выехав на 15 дней и застраховав багаж на $8-15, в случае его потери можно получить или фиксированную сумму за каждый час задержки багажа ($25-50 в сутки), или компенсацию затрат на вещи первой необходимости (при предоставлении чеков). Как правило, из этих сумм большинство страховщиков вычтут процентов 15. Это делается потому, что не все пассажиры адекватно оценивают стоимость своих вещей.
Если багаж не найден в течение 21 дня при полетах внутри страны и в течение 90 дней — на международных рейсах, тогда авиакомпания обязана возместить ущерб в размере от $10 до $20 за 1 кг веса.
Если опись вещей не произведена, то устанавливается лимит возмещения — около $20-25 за 1 кг. Кроме того, дополнительно к страховому возмещению еще около $20 за 1 кг багажа пассажир получит от перевозчика (необходимые документы нужно предоставить в аэропорт).
Стоимость пропавшего, украденного, уничтоженного или поврежденного багажа страховая компания (СК) возместит вследствие:
стихийных бедствий: града, бури, наводнения, затопления;
удара молнии, взрыва, пожара и мер, предпринимаемых для его тушения;
противоправных действий третьих лиц: различные виды краж, грабеж;
дорожно-транспортного происшествия или несчастного случая.
Также возмещаются расходы по ремонту, экспертизе, хранению и пересылке найденных вещей, по спасению и приведению в порядок застрахованного багажа, если это связано с наступлением страхового случая. Косвенные расходы (проживание в гостинице, транспортные расходы и пр.) возмещению не подлежат.
Не предусмотрены компенсации вследствие форс-мажорных обстоятельств (войны, теракты, забастовки). Страховщик не будет также отвечать за "естественные" изменения застрахованного имущества — износ, ржавчину или плесень, равно как и в том случае, если его "подпортят" насекомые или грызуны.
Большинство СК предоставят страховую защиту багажа только в рамках программы страхования туристов "Элит", а также Gold или Platinum (только для владельцев платежных карт VIP-класса). Речь идет об обычной страховке выезжающих за рубеж с покрытием дополнительного риска задержки багажа (расходы компенсируются только на предметы первой необходимости), а также его потери или повреждения.
Лимит по такой страховке по программе "Элит" — $100-500, по программам "Gold" — $100-300, "Platinum" — $100-500. Надо сказать, что для элитных программ это весьма скромные лимиты.
Соответствующая и стоимость дополнительного "покрытия" — $6,3-10 на 10 дней поездки в страны ЕС. А по стандартным программам страхования туристов "Эконом-класс", "Базовая" и "Базовая плюс" (которые обычно покупаются), расходы, связанные с багажом, вообще не покрываются.
Только немногие страховщики предлагают отдельные программы по страхованию багажа на время перелета, нахождения в гостинице или поезде и даже на вокзале или в аэропорту. Лимит в этом случае будет от $1000 до $2000, а стоимость страховки — $18-55 на срок 10 дней вне зависимости от страны посещения.
дорогостоящее спортивное оборудование, средства авто-, велоспорта, воздушные и водные транспортные средства, а также запасные части к ним;
меховые изделия (из натурального и искусственного меха);
переносные (портативные) аудио-, фото-, кино-, вычислительные и программные системы, компьютерная техника;
пишущие машинки и любые принадлежности к ним.
любые виды протезов;
контактные линзы;
животные, растения и семена.
Перевозку таких вещей можно застраховать по отдельному договору, обязательными условиями которого является перечень мер безопасности и определенный подход к хранению и перевозке.
Вышеперечисленные предметы следует хранить в специальных сейфах. В противном случае страховщик ответственности за них не несет. Полис в таком случае будет стоить намного дороже (цена будет зависеть от рыночной стоимости объекта и условий его хранения).
Что же делать, если багаж утерян? Во-первых, следует сразу же обратиться в администрацию транспортной организации или в полицию. Это нужно для получения документов, фиксирующих факт утраты или повреждения багажа. Отказ в выдаче такого документа также должен быть представлен в письменной форме.
Об утере багажа надо проинформировать и страховую компанию. При этом страховщик напомнит клиенту, какой у него лимит и какую сумму денег ему возместят на покупку предметов первой необходимости. Потерпевший покупает эти вещи за свой счет и сохраняет чеки.
После возвращения на родину клиент в течение оговоренного в договоре срока (от 3 до 30 дней) подает чеки вместе с заявлением о пропаже в СК. Многие страховщики при этом просят принести еще и подтверждение от авиакомпании или аэропорта того, что багаж действительно был утерян. Страховая выплата производится в течение 15 рабочих дней с момента окончания расследования компанией-страховщиком всех обстоятельств страхового случая.
А лучше всего вообще не сдавать в багаж вещи, стоимость которых не покрывается страховкой.
Итак, для получения выплаты надо предоставить в СК:
заявление о выплате;
документы, подтверждающие факт повреждения, утери или порчи багажа;
документы, подтверждающие размер понесенного ущерба (чеки, квитанции);
опись багажа с указанием его стоимости (составляется при покупке полиса);