Из-за сокращения продаж новых автомобилей в 2015 году число желающих застраховать свою машину по каско может снизиться на 20%. Потери страховщики компенсируют ростом стоимости полисов.
Новые под угрозой
Основным драйвером роста портфеля автокаско является продажа новых автомобилей: чаще всего страхуют именно новые авто, а если машина куплена в кредит, то страховка является обязательным условием. В 2015 году продажи легковых автомобилей сократятся на 25–35%, прогнозируют аналитики
PricewaterhouseCoopers (PwC) в докладе «Автомобильный рынок России: результаты 2014 года и перспективы развития». Цифры за январь подтверждают этот прогноз: по данным Ассоциации европейского бизнеса, продажи в России за первый месяц 2015 года сократились на 24,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Из-за ослабления рубля существенно возросла стоимость новых автомобилей всех автопроизводителей; увеличение ключевой ставки сделало автокредиты менее доступными, в целом платежеспособность населения падает из‑за замедления экономики – все эти факторы влияют на состояние рынка каско, говорит управляющий директор департамента страхования автотранспортных средств «Ренессанс Страхования» Сергей Демидов.
Если прогноз по падению продаж новых автомобилей в 2015 году на 25–35% оправдается, то объем сборов по автокаско может сократиться примерно на 20%, говорит зампред правления СОГАЗа Дамир Аксянов. По данным ЦБ, общий объем сборов по автокаско за 9 месяцев 2014 года составил 158 млрд руб. Официальных данных по итогам года еще нет; по оценке «Эксперт РА», объем премий за 2014 год равен 216–219 млрд руб. Таким образом, страховщики могут потерять более 40 млрд руб.
Руководитель департамента андеррайтинга СК «МАКС» Сергей Печников полагает, что на 20% рынок каско упадет при наиболее неблагоприятном развитии ситуации. Он считает, что объем сборов премий по каско сократится на 5%. Илья Григорьев, руководитель управления андеррайтинга компании «АльфаСтрахование», прогнозирует снижение рынка автокаско на 10–15%. Такого же мнения придерживаются в «Ингосстрахе» и «Энергогаранте», причем последние уверены, что наибольшее падение сборов по каско будет в первом квартале – до 20–25%.
Сокращение рынка обязательно произойдет, потому что число тех, кто откажется от каско, в этом году превысит число тех, кто заключит новые договоры, уверен замгендиректора «ВТБ Страхование» Евгений Ниссельсон.
Поднять тариф или уйти
«Падение продаж на фоне роста стоимости ремонта однозначно повлечет существенное снижение рентабельности автострахования», – говорит Аксянов. Компании, которые специализируются на автостраховании, попали в тяжелую ситуацию, выхода из которой пока не видно, резюмирует замгендиректора САК «Энергогарант» Антон Легчилин. Чтобы устоять, страховщики будут повышать тарифы и более тщательно подходить к оценке новых клиентов.
Страховщики, которые решат увеличить сборы за счет сохранения низких тарифов, скорее всего, не смогут сформировать резервы на будущие выплаты в нужном объеме, говорит замдиректора по страховым рейтингам «Эксперт РА» Наталья Данзурун. «При наступлении страховых случаев клиенты таких страховщиков будут испытывать трудности с получением выплат в полном объеме. В худшем случае страховщики, проводящие демпинговую политику, начнут массово покидать рынок», – добавляет она.
Многие страховые компании уже в 2014 году начали санировать свои портфели автокаско – повышать тарифы и отказываться от высокоубыточных клиентов. Об этом в конце года РБК говорили в «АльфаСтраховании», МАКСе, «РЕСО-Гарантии» и других крупнейших страховых компаниях. К концу года тарифы выросли на 5–50%, некоторые подорожали на 150%. Сильнее всего подорожало каско для иномарок: обладатели иномарок премиум-класса вполне могли получить увеличение стоимости каско в два раза, говорил ранее РБК сотрудник одного из крупнейших страховщиков.
Что говорят страховщики
В 2015 году тариф вырастет не менее чем на 15%, уверен Демидов из «Ренессанс Страхования». По прогнозу СОГАЗа, увеличение стоимости каско в 2015 году может составить до 20%. Компания МАКС уже в феврале повысила стоимость полисов для некоторых клиентов – не более чем на 20%. В «Согласии» сказали, что проводят корректировку тарифов раз в месяц. «Корректировка тарифов незначительная, есть сегменты, где тарифы увеличиваются, есть, где незначительно снижаются. Но в целом наблюдается тенденция к росту тарифов», – говорит директор департамента андеррайтинга и управления продуктами СК «Согласие» Дмитрий Кузнецов. Тарификация для каждого клиента индивидуальна, напоминает руководитель дирекции розничного бизнеса ОСАО «Ингосстрах» Виталий Княгиничев. «Поэтому для одного автовладельца стоимость полиса может вырасти на 20–25%, для другого – даже снизиться. Это также сильно зависит от ценовой политики по конкретным моделям – для Honda, например, у которой запчасти выросли в цене на 48%, мы увеличили стоимость каско в 1,4 раза», – говорит он.
Ниссельсон из «ВТБ Страхование» не сказал, насколько будут повышены тарифы по каско, но отметил, что компания планирует ужесточение своей андеррайтинговой политики, что приведет к снижению сборов. Иными словами, некоторые клиенты, чьи автомобили входят в повышенную группу риска, с трудом смогут купить полис каско.
«Задача непростая: с одной стороны, страховщики должны быть более гибкими и делать оптимальные предложения клиентам, ориентируясь на уровень их платежеспособности. С другой – должны учитывать рост стоимости запасных частей и прочих расходных материалов, которые привязаны к курсу валют», – говорит директор департамента автострахования страховой компании ЭРГО Наталья Белякина. Чтобы поддержать спрос, все страховщики будут делать акцент на продуктах с франшизой, уверен Печников из СК «МАКС». Это позволит клиенту выбрать тот уровень страховой защиты, который в нынешних кризисных условиях ему по карману, добавляет Легчилин из «Энергогаранта».