Ситуация на банковском рынке Крыма, оказавшемся в параличе после прекращения работы на полуострове украинских кредитно-финансовых учреждений, у всех на слуху. Между тем, в остальных финансовых секторах дела обстоят не лучше. Практически повторяет картину в банковском сегменте республики страховой бизнес: украинские игроки уходят с него один за другим, тогда как российские страховые компании не торопятся заходить на полуостров.
Россия регулирует работу страховых компаний на аннексированной территории тем же законом, что и банковскую деятельность – «Об особенностях функционирования
финансовой системы Республики Крым и города федерального значения Севастополя на переходный период». Как следует из документа, украинским страховщикам, чтобы остаться в Крыму, необходимо получить разрешение российского Центробанка.
Для этого они должны предоставить Центральному банку России данные о договорах страхования, заключенных за 2013-2014 годы, а также подписать в течение двух месяцев соглашения с компаниями, которые будут представлять их интересы на территории других регионов России. Данный процесс, помимо того, что граничит с нарушением украинского закона, так еще и является достаточно не быстрым.
Компании, которые занимаются наиболее массовым видом страхования – обязательным страхованием гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств (ОСГПО или «автогражданка») к тому же должны направить Центробанку письменное подтверждение своего права продавать соответствующие полисы и подписать договор с Российским союзом автостраховщиков (РСА).
Пора уходить
С одной стороны, нежелание проходить бумажную волокиту, с другой – опасение нарваться на санкции со стороны украинских финансовых органов за разглашение персональных данных клиентов иностранному государству заставляет отечественных страховщиков одного за другим сворачивать деятельность на полуострове.
Одной из первых объявила об уходе из региона компания «AXA Страхование», занимавшая на крымском рынке первую строчку по объему привлеченных клиентских средств (так называемым премиям). С 18 апреля все офисы компании были закрыты «в связи с отсутствием правового поля для функционирования финансовых институтов на полуострове».
«Ввиду отсутствия законодательства для ведения бизнеса, мы вынуждены прекратить свою деятельность в Крыму, – пояснил председатель правления компании Филипп Вотле. – АХА в Крыму является лидером в регионе и одной из ведущих дирекций в Украине. Поэтому данное решение было непростым».
Следом объявили о сворачивании деятельности входящие в первую десятку страховщиков «ИНГО Украина», «ПРОСТО-страхование» и другие более мелкие игроки. К примеру, «ПРОСТО-страхование», объявившее о приостановке работы в Крыму с 5 мая, пояснило этот шаг «вступлением в силу ряда законов Российской Федерации, которые противоречат действующему законодательству Украины» (речь идет о вышеупомянутом законе об особенностях функционирования финансовой системы Крыма и Севастополя).
«АО «ПРОСТО-страхование», работая в правовом поле украинского законодательства, не имеет юридических оснований и возможности продолжать свою деятельность на территории Крыма», – пояснили в пресс-службе страховщика.
Российское нашествие откладывается
Российские специалисты страхового рынка оценивают Крым как довольно перспективное поле деятельности. Однако, по их мнению, эта перспектива – не ближайшая. Так, глава российского Национального союза страховщиков ответственности (НССО) Андрей Юрьев считает, что финансовая емкость отдельно взятой услуги по обязательному страхованию ответственности перевозчиков в Крыму составляет около 60 млн рублей, или 1,7% от общероссийского рынка. Но, по его мнению, роста оборотов следует ожидать только в 2015 году, к началу которого все перевозчики Крыма будут обязаны застраховать свою ответственность по российскому закону.
Что касается «автогражданки», то закон оставляет в силе договора, заключенные еще украинскими компаниями – до истечения срока их действия. Это еще один стимул российским страховщикам не торопиться в поиске клиентов на новообретенной территории. Какую-либо их активность можно ожидать лишь в следующем году, когда в Крыму будет введен обязательный техосмотр транспортных средств по российскому законодательству. Напомним, что в России, в отличие от Украины, технический осмотр обязателен в том числе для личного транспорта, а не только для коммерческого. А обязательным условием его прохождения является полис обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО).
А пока же, по данным Российского союза автостраховщиков, согласились работать в Крыму и Севастополе (на словах) 11 российских страховых компаний. При этом готовыми приступить к работе оказались только пять компаний, которые гарантировали открытие офисов в течение двух месяцев и прислали соответствующие гарантийные письма.
И только одна компания, «Северная казна», уже открыла свои офисы де-факто. Еще 10 структур не определились со своим решением. Подавляющее же большинство российских компаний, входящих в союз – 66, заявили, что не планируют работать на новом рынке.