Что недосмотрел Госкомитет по предпринимательству в проекте по регистрации договоров перестрахования?
29.03.11
В связи с согласованием Госкомпредпринимательства (несмотря на аргументы общественных объединений страховщиков) проекта распоряжения Госфинуслуг «Об утверждении Порядка регистрации договоров перестрахования» (далее – проект Распоряжения) и проекта распоряжения Госфинуслуг «О признании утратившим силу распоряжение Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг Украины от 03.06.2005 №
4123» можно заметить, что Госкомпредпринимательства недостаточно глубоко изучил вопрос при согласовании этих проектов.
Проект Распоряжения был подготовлен Госфинуслуг во исполнение Закона Украины от 02.12.2010 №2756-УІ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в связи с принятием Налогового кодекса Украины» (далее – Закон №2756-УІ).
Часть третья статьи 12 Закона Украины «О страховании» с изменениями согласно Закону № 2756-УІ предусматривает, что договора перестрахования подлежат регистрации в порядке, утвержденном Уполномоченным органом.
Проектом Распоряжения, обнародованным Госфинуслуг, почему-то предусмотрена регистрация страховщиками договоров перестрахования в Госфинуслуг.
Вместе с тем статьей 210 Гражданского кодекса Украины определено, что сделка подлежит государственной регистрации лишь в случаях, установленных законом. Перечень органов, которые осуществляют государственную регистрацию, порядок регистрации, а также порядок ведения соответствующих реестров устанавливаются законом.
При этом Кабинет министров Украины Постановлением 671 с 26.05.2004 года определил исчерпывающий перечень сделок, которые подлежат государственной регистрации (п. 5). Договоры перестрахования там отсутствуют.
Также в п. 2 указано, что «Государственный реестр сделок (далее - Реестр) - это единая компьютерная база данных, которая содержит информацию о сделках, которые подлежат государственной регистрации, обеспечивает ее хранение, выдачу и защиту от несанкционированного доступа», а «держатель Реестра - Минюст, который обеспечивает ведение Реестра».
Итак, Закон №2756-УІ и никакой другой закон Украины не предусматривают осуществления регистрации договоров перестрахования непосредственно любым государственным органом, в частности и Госфинуслуг, а потому Госфинуслуг при установлении порядка регистрации, при отсутствии норм закона, как этого требует Гражданский кодекс, не может присвоить функцию регистрации договоров перестрахования.
Поэтому, на основании части третьей статьи 12 Закона Украины «О страховании», Госфинуслуг должна установить требования к порядку регистрации договоров перестрахования, которая будет осуществляться непосредственно страховщиком.
Согласование Госкомпредпринимательством указанного проекта Распоряжения вызывает удивление, так как этот проект не только выходит за рамки правового поля, но и противоречит принципам целесообразности, сбалансированности, адекватности и эффективности государственной регуляторной политики согласно статье 4 закона «О принципах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности», потому что предложенный Госфинуслуг механизм предоставления информации дублирует существующую систему отчетности страховых компаний, а именно Раздел 5 «Пояснение относительно операций перестрахования».
Вместе с тем нецелесообразно признавать утратившим силу распоряжения госфинуслуг №4123 от 03.06.2005 г., которое было разработано во исполнение, в частности валютного законодательства, а именно Положение «О применении иностранной валюты в страховой деятельности», утвержденного постановлением Правления Национального банка Украины № 135 с 11.04.2000 года. Пункт 5 этого Положения предусматривает, что при перечислении иностранной валюты по договорам о перестраховании с перестраховщиками – нерезидентами и(или) покупки иностранной валюты на межбанковском валютном рынке Украины с целью ее перечисления по таким договорам, страховщики подают в уполномоченный банк удостоверенную в нотариальном порядке копию такого договора, согласованного органом, уполномоченным осуществлять государственный надзор за страховой деятельностью.
Поэтому, в случае утраты силы распоряжения Госфинуслуг №4123 создастся ситуация, по которой страховщики не смогут обеспечить выполнение обязанностей по договорам перестрахования со страховщиками-нерезидентами.
У всех участников страхового рынка есть надежда, что Министерство юстиции уделит больше внимания несоответствию проектов Распоряжения действующему законодательству и даст этому надлежащую профессиональную оценку.
В 2010 году Госфинуслуг при вводе новых тарифов по ОСАГО своим Распоряжением внес изменения в Закон (!) Украниы об ОСАГО (п.8, 11-1 раздела VII Закона), а Минюст это пропустил. Очевидно, понравилось. Решили продолжать.Taras 30.03.11
Ладно, Госкомпредпринимательство в запаре и реорганизации, у них сроки подходили, вот они и "подмахнули" бАмагу. Вопрос, что если все так, как тут написано, то не понятно, есть ли юристы в Госфинуслуг и не перечитать ли им Гражданский Кодекс? Ольга 13.05.11
=====================================
www.POLIS.u a
В 2010 году Госфинуслуг при вводе новых тарифов по ОСАГО своим Распоряжением внес изменения в Закон (!) Украниы об ОСАГО
=====================================
Распоряже нием №566 Госфинуслуг не были внесены изменения в Закон. В Законе написано, что Уполномоченный орган имеет право пересматривать тарифы 1 раз в год.www.POLIS.ua 13.05.11
Ольга,
Вы писали «Уполномоченный орган имеет право пересматривать тарифы 1 раз в год».
Давайте определимся
1. В ОСАГО нет тарифа – есть «7.1. Розміри індивідуальних страхових платежів (внесків, премій) встановлюються страховиками самостійно шляхом добутку
базового платежу та відповідних коригуючих коефіцієнтів.»
Определения тарифа в законе нет.
Насчет раз в год – тоже еще вопрос.
Далее
Действительно, могут пересматриваться «розмір базового страхового платежу та коригуючих коефіцієнтів».
Но изменен пункт закона
« 8. При розрахунку страхового платежу добуток коригуючих
коефіцієнтів II, III, IV типів не може бути меншим за половину
коригуючого коефіцієнта I типу та перевищувати трикратний його
розмір. ( Пункт 8 розділу VII в редакції Закону N 2902-IV
( 2902-15 ) від 22.09.2005 )»
А это менять нельзя – это не «розмір базового страхового платежу та коригуючих коефіцієнтів», а текст закона.