Новости Статьи Обучение Термины Компании Банковские металлы
Новости

Все новости >>>

 

Мнение профессионала
В шаге от доверия. Что изменится для клиентов на рынке страховых услуг

Если для европейцев страховать свое имущество, жизнь или здоровье так же естественно, как дышать, то в Украине ситуация другая. Доверять страховщикам граждане все еще не спешат, выбирая из всего разнообразия страховых услуг преимущественно медицинское или автострахование. Новый закон о страховании коренным образом меняет рынок страховых услуг. Какие перспективы он открывает для потребителей и станут ли украинцы больше доверять страховщикам?

Ольга Шумик: директор Департамента методологии регулирования деятельности небанковских финансовых учреждений НБУ
Правило успеха
"Если ты хочешь 100% потерять деньги, найми работников и не смотри за ними"
Страхование

 


Подкасты

Мегарегулятор, или единоначалие над страховщиком и банкиром
28.07.09

Flash Player plugin is required.
скачать mp3

В современном обществе глобализация неизбежна. Как показывает теория, эффективности можно добиться только в централизованном и совместном сценарии развития того или иного проекта. Огромный опыт зарубежных государств подсказывает нам острую необходимость появления доселе не известного на страховом рынке органа регулирования, который мог бы иметь все необходимые полномочия и широчайший спектр инструментов воздействия и регулирования рынка финансов в Украине. Не секрет, что таким органом управления финансового рынка в современных условиях может стать государственный «мегарегулятор», который в своем единстве будет осуществлять эффективное управление всей финансовой отраслью, а также совершать максимум полезных для развития финансового рынка действий. Компетенция этого «мегарегулятора» затронет, также, банковский и инвестиционный рынок. По сути - он будет объединять функции НБУ, Госфинуслуг и комиссии по надзору за рынком ценных бумаг.

материалы в тему:
Необходимость появления такого мегарегулятора на страховом рынке диктуется несколькими факторами и преимуществами, которые помогут выходу рынка из кризисного положения и обеспечат его развитие в будущем:

  • нейтрализация неблагоприятных факторов, которые сейчас присутствуют на рынке
  • появление новых инструментов регулирования с учетом европейских требований (внедрение IT, расширение подготовки специалистов, рост экспортного потенциала и др.)
  • пересмотр целей в 2010 году (появление новой концепции на новых принципах с учетом пруденциального надзора и регулирования на основе учета риска деятельности страховщика)

Единый орган, который будет осуществлять управление и координацию действий всех действующих лиц на финансовом рынке сможет осуществлять не только финансовый, но и правовой надзор, который будет выступать гарантией соблюдения четких правил всеми игроками. В своей практике, такой регулятор мог бы перенять методы глобального управления рынком на государственном уровне от, например, НБУ. Консолидированные усилия могли быть очень эффективными при создании такого органа управления рынком финансов еще благодаря некоторым факторам. Такими факторами выступают унификация отчетности и налогообложения на этом рынке (в связи с введением универсального программного обеспечении) и появление государственного органа защиты участников рынка. Чернышов Сергей Иванович, Президент СК «ЛЕММА», подчеркивает необходимость создания государственного «мегарегулятора»: «Сегодня буквально витает в воздухе идея создания единого «мегарегулятора» с полным набором полномочий по финансовому и валютному регулированию всех процессов на страховом рынке, которые связанные с участниками (в т.ч. на внешнем рынке с учетом вступления в ВТО). Соответствующая модель и преимущество универсального метода регулирования на основе создания единого мегарелулятора – это нейтрализация негативных факторов, которым подвергается страховой рынок, появление новых инструментов регулирования с учетом широкого европейского опыта и пересмотр стратегии развития, основанной на принципах пруденциального надзора и регулирования действия «игрока» на этом рынке. Если посмотреть на результаты возможных сценариев развития, то переход на управление рынком на основе мегарегулятора возможно только при внедрении единых стандартов и обязательного ПО (переход на единый документооборот). Если это не будет проделано, то система единого «мегарегулятора» и система перехода на стандартное налогообложение будут иметь проблемы в будущем».

В Госфинуслуг целиком и полностью поддерживают идею cуществования мегарегулятора, и предлагают базой для его создания сделать нынешний департамент банковского надзора НБУ. «Опыт разных стран показывает, что на определенном этапе развития финансовой системы государства создание единого органа, осуществляющего комплексный надзор за финансовой системой, становится необходимым компонентом проведения адекватной финансово-денежной политики в стране. Еще в 80-х годах прошлого века некоторые страны начали строить системы консолидированного надзора за финансовыми рынками. А несколько месяцев назад США объявили о создании у себя финансового мегарегулятора. Из постсоветских стран по такому пути пошел Казахстан.

В Украине идея создания мегарегулятора находит понимание на уровне руководства страны. Для нас основной целью консолидации надзора является необходимость повышения эффективности и  стабильности действующей финансовой системы, - подтвердил Тристару Глава Госфинуслуг Виктор Суслов, и добавил что, - Переход к новой системе надзора за финансовыми рынками должен осуществляться поэтапно, а базой для создания мегарегулятора правильно будет сделать нынешний департамент банковского надзора НБУ».

На данный момент финансовый рынок переживает не лучшие времена. И если рассматривать варианты выхода из кризиса – то их существует несколько: сценарий ускоренного развития рынка, нейтральный сценарий и сценарий торможения. В общих чертах – сценарий ускоренного развития наиболее оптимистичен, а сценарий торможения наиболее пессимистичен в своих прогнозах. При этом создание и введение в действие «мегарегулятора» самым позитивным образом способствовало бы реализации сценарию ускоренного развития. Так, вероятность реализации приведенных сценариев при текущем государственном регулировании: сценарий ускоренного развития (40,7%), нейтральный сценарий (49,5%) и сценарий торможения (9,85). При увеличении экспорта услуг на страховом рынке при текущем государственном регулировании - прогнозы следующие: наступление сценария ускоренного развития увеличится на 3, 2% по сравнению с существующей моделью (43,9%), вероятность реализации нейтрального сценария снизится на 1,8% (47,7%), также на 1,4% меньше вероятность развития сценария торможения рынка (8,4%). При условии же регулирования рынка на основе «мегарегулятора» вероятность сценария ускоренного развития рынка значительно (на 9,2%) выше существующей ситуации на данном этапе, соответственно ниже вероятность развития рынка по нейтральному сценарию или сценарию торможению (соответственно на 7,4% до 42,1% и на 1,8% до 8,0%). Расчеты относительно вероятностного наступления сценариев произведены экспертами Харьковского национального экономического университета на основе метода анализа иерархий Т. Саати и предоставлены СК «ЛЕММА».

Сергей Чернышов подтверждает важность этих утверждений и подытоживает: «Экономике государства просто необходим сильный рынок с расширенным экспортным потенциалом. Уже сегодня нашему рынку необходим системный подход в управлении и «мегарегулятор» (сценарий развития событий на рынке при модели госрегулирования на основе мегарегулятора– более оптимистичен, нежели другие варианты развития). А самому регулятору для успешной работы в первейшую очередь необходимы автоматизация отчетности и глобализация все рычагов управления рынком, а также стандартизация ПО и профессиональные кадры».

Идею создания мегарегулятора не отвергают и банкиры, но полагают, что до реального воплощения такого плана в жизнь пройдет еще как минимум два три года, да и для создания нового органа, необходимо еще внести изменения в сотни нормативно-правовых актов Украины, а, прежде всего – в Конституцию. Своим мнением поделился Валерий Олейник Заместитель Председателя Правления АБ «Диамантбанк»: «Объединение государственных органов, и, как следствие, сокращение государственных расходов – используется в настоящее время как антикризисная мера во многих государствах. В настоящее время в Украине некоторые ученые и политики предлагают создать государственный «мегарегулятор» – орган, который будет осуществлять эффективное управление всей финансовой отраслью (банки, рынок страховых услуг, рынок ценных бумаг и пр.) Сторонники создания такого органа утверждают, что он будет осуществлять управление и координацию действий всех действующих лиц на финансовом рынке и сможет осуществлять не только финансовый, но и правовой надзор. Также «мегарегулятор» будет выступать гарантией соблюдения четких правил всеми игроками.

Однако следует прежде всего оценить возможность создания органа с такими широкими полномочиями. Уверен, в ближайшие два – три года это невозможно. Причина состоит в том, что Национальный банк Украины имеет конституционный статус (гарантия функционирования этого органа закреплена в Конституции Украины). Деятельность Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку – обусловлена Законом Украины «О ценных бумагах и фондовом рынке». Также законодательством предусмотрено функционирование ряда других органов.

Соответственно для создания нового органа, который соединит в себе все функции регуляторов на финансовом рынке, нужно внести изменения в сотни нормативно-правовых актов Украины, а прежде всего – в Конституцию. Только изменение Конституции Украины может занять более года, а принятие новых законов и постановлений Кабмина – еще несколько лет».

Выводом может послужить мнение, что финансовый рынок сегодня пребывает в ожидании создания единого органа государственного надзора и контроля, который сможет обеспечить уверенное консолидированное развитие всего рынка и обеспечит достаточную степень взаимодействия по отношению к рынкам финансов других государств. На условиях вступления в ВТО и расширении границ функционирования ключевых игроков этого рынка, такой орган кажется спасительной нитью Ариадны, которая сможет вывести экономику страны и ее финансовый рынок из кризисной ситуации и укрепить позиции Украины в эшелонах международной экономической интеграции.


Андрей Петров: Финансовый навигатор TRISTAR.com.ua

Рекомендовать:

Комментарий:
Пк  14.07.09

Кстати о документообороте. Если кто надумает его автоматизировать, обратите внимание на 100% ОТЕЧЕСТВЕННУЮ систему Documentolog - www.documentolog.kz. Как уверяют разработчики, система имеет самую низкую совокупную стоимость владения среди всех представленных на рынке систем и обладает уникальной способностью: для того, чтобы ее адаптировать под конкретные нужды заказчика, не нужно программистов. При этом система поддерживает любые типы документов.
0_о  29.07.09

а для кого эта система "отечественная" - для казахов ? ;)



Если вы обнаружили ошибку на этой странице, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Темы
Финтех
Аграрная сфера
Чемпионат по страхованию
Страховые объединения
Интересное в страховании
Страхование жизни
Автострахование
Медицинское страхование
Страхование рисков
Агрострахование
Страхование имущества
Страхование туристов
Страхование и банки
Мошенничество в страховании
Пенсионные фонды
Обзор рынка страхования
Мнение профессионала
Интервью
Руководители: о личном
Подкасты
Исследование
Перестрахование
Страховые брокеры
Страховые компании
Слияния и поглощения компаний

Все темы >>>
Рассылка

Анонсы | Подкасты | Акции | Реклама | Песочница | Партнеры | О нас | Правовая информация

Страховой каталог INS.ORG.RU Rambler's Top100 Система Orphus
©2007-2024 TRISTAR.com.ua - твой финансовый навигатор!
© При полном или частичном использовании информации прямая гиперссылка на сайт TRISTAR.com.ua обязательна.