В современном обществе глобализация неизбежна. Как показывает теория, эффективности можно добиться только в централизованном и совместном сценарии развития того или иного проекта. Огромный опыт зарубежных государств подсказывает нам острую необходимость появления доселе не известного на страховом рынке органа регулирования, который мог бы иметь все необходимые полномочия и широчайший спектр инструментов воздействия и регулирования рынка финансов в Украине. Не секрет, что таким органом управления финансового рынка в современных условиях может стать государственный «мегарегулятор», который в своем единстве будет осуществлять эффективное управление всей финансовой отраслью, а также совершать максимум полезных для развития финансового рынка действий. Компетенция этого «мегарегулятора» затронет, также, банковский и инвестиционный рынок. По сути - он будет объединять функции НБУ, Госфинуслуг и комиссии по надзору за рынком ценных бумаг.
Необходимость появления такого мегарегулятора на страховом рынке диктуется несколькими факторами и преимуществами, которые помогут выходу рынка из кризисного положения и обеспечат его развитие в будущем:
нейтрализация неблагоприятных факторов, которые сейчас присутствуют на рынке
появление новых инструментов регулирования с учетом европейских требований (внедрение IT, расширение подготовки специалистов, рост экспортного потенциала и др.)
пересмотр целей в 2010 году (появление новой концепции на новых принципах с учетом пруденциального надзора и регулирования на основе учета риска деятельности страховщика)
На данный момент финансовый рынок переживает не лучшие времена. И если рассматривать варианты выхода из кризиса – то их существует несколько: сценарий ускоренного развития рынка, нейтральный сценарий и сценарий торможения. В общих чертах – сценарий ускоренного развития наиболее оптимистичен, а сценарий торможения наиболее пессимистичен в своих прогнозах. При этом создание и введение в действие «мегарегулятора» самым позитивным образом способствовало бы реализации сценарию ускоренного развития. Так, вероятность реализации приведенных сценариев при текущем государственном регулировании: сценарий ускоренного развития (40,7%), нейтральный сценарий (49,5%) и сценарий торможения (9,85). При увеличении экспорта услуг на страховом рынке при текущем государственном регулировании - прогнозы следующие: наступление сценария ускоренного развития увеличится на 3, 2% по сравнению с существующей моделью (43,9%), вероятность реализации нейтрального сценария снизится на 1,8% (47,7%), также на 1,4% меньше вероятность развития сценария торможения рынка (8,4%). При условии же регулирования рынка на основе «мегарегулятора» вероятность сценария ускоренного развития рынка значительно (на 9,2%) выше существующей ситуации на данном этапе, соответственно ниже вероятность развития рынка по нейтральному сценарию или сценарию торможению (соответственно на 7,4% до 42,1% и на 1,8% до 8,0%). Расчеты относительно вероятностного наступления сценариев произведены экспертами Харьковского национального экономического университета на основе метода анализа иерархий Т. Саати и предоставлены СК «ЛЕММА».
Однако следует прежде всего оценить возможность создания органа с такими широкими полномочиями. Уверен, в ближайшие два – три года это невозможно. Причина состоит в том, что Национальный банк Украины имеет конституционный статус (гарантия функционирования этого органа закреплена в Конституции Украины). Деятельность Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку – обусловлена Законом Украины «О ценных бумагах и фондовом рынке». Также законодательством предусмотрено функционирование ряда других органов.
Соответственно для создания нового органа, который соединит в себе все функции регуляторов на финансовом рынке, нужно внести изменения в сотни нормативно-правовых актов Украины, а прежде всего – в Конституцию. Только изменение Конституции Украины может занять более года, а принятие новых законов и постановлений Кабмина – еще несколько лет».
Выводом может послужить мнение, что финансовый рынок сегодня пребывает в ожидании создания единого органа государственного надзора и контроля, который сможет обеспечить уверенное консолидированное развитие всего рынка и обеспечит достаточную степень взаимодействия по отношению к рынкам финансов других государств. На условиях вступления в ВТО и расширении границ функционирования ключевых игроков этого рынка, такой орган кажется спасительной нитью Ариадны, которая сможет вывести экономику страны и ее финансовый рынок из кризисной ситуации и укрепить позиции Украины в эшелонах международной экономической интеграции.
Кстати о документообороте. Если кто надумает его автоматизировать, обратите внимание на 100% ОТЕЧЕСТВЕННУЮ систему Documentolog - www.documentolog.kz. Как уверяют разработчики, система имеет самую низкую совокупную стоимость владения среди всех представленных на рынке систем и обладает уникальной способностью: для того, чтобы ее адаптировать под конкретные нужды заказчика, не нужно программистов. При этом система поддерживает любые типы документов.0_о 29.07.09
а для кого эта система "отечественная" - для казахов ? ;)