- В 2009 году из-за высоких темпов роста бизнеса нашей компании (по итогам 2009 года компания увеличила объем собранных страховых премий почти до 253 млн. грн., что в 1,4 раза больше, чем было собрано за 2008 год). Увеличилась и сумма регрессных исков -
приблизительно в 1,5-2 раза по сравнению с прошлым периодом. Таким образом, рост объема страхового портфеля проецируется на объем регрессного портфеля.
Наибольшее количество регрессных исков у нас в компании приходится на страхование автоКАСКО – 65-70%. Еще 25% регрессов приходится на страхование кредитов. Касательно страхования гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО), то наша страховая компания, не предъявляет регрессные требования к своим страхователям. Исключение составляют случаи, когда застрахованный попадает в ДТП, будучи нетрезвым за рулем.
Тенденция к увеличению количества регрессных исков прослеживается по всему рынку. Регрессные портфели растут не только из-за увеличения количества страховых случаев, но и также из-за быстрого роста размера среднего убытка. К примеру, по КАСКО на начало текущего года по Киеву этот показатель составлял 12 тыс. грн. по сравнению с 8-9 тыс. грн. в начале 2009 г. Кроме того, на сегодня у большинства страховых компаний существует потребность активизировать свои активы, которыми являются регрессные портфели. Именно этим объясняется активизации работы страховщиков с регрессными исками.
- Процедура подачи регрессного иска зависит от вида страхования. Если мы говорим об автостраховании, то изначально наш юридический отдел анализирует страховое дело и выясняет подробности ДТП, а также уточняет наличие полиса ОСАГО у виновника ДТП. Если у виновника аварии есть полис, то вопрос регресса решается со страховой компанией застрахованного по «автогражданке».
Большинство компаний решают вопросы по регрессу именно таким образом, разбираясь между собой, и не ввязывая в данную процедуру клиента. Только когда такой вариант невозможен, происходит судебная процедура взыскания долга. Также в этом случае проблемы с возвратом регрессных средств возникают чаще всего на этапе исполнительного производства. Если говорить о КАСКО, то нам удается вернуть 60-70% средств.
- Да, мы сотрудничаем с коллекторами. Чаще всего в работу коллекторским компаниям отдается портфель по регрессным искам страхования финансовых рисков. Суммы по таким делам весьма незначительные, а на формирование судебного дела уходит много времени, поэтому рационально отдавать эти регрессы коллекторам.
В целом же дешевле и выгоднее содержать свой отдел и обеспечить эффективность его работы, чем оплачивать услуги коллекторов. Зачастую страховые компании обращаются к коллекторским компаниям в случае, когда времени и сил юридического отдела страховой компании на работу с регрессами уже не хватает. Либо если есть старый портфель регрессных исков, который достаточно сложно обработать собственными силами.
К тому же работу коллекторcких компаний пока нельзя считать достаточно эффективной. Хорошим показателем работы коллекторов считается уровень 25-30% количества возвратов. Но коллекторские компании пока не достигают такого уровня.
- Проблема ценообразования услуг коллекторских компаний связана с тем, что большинство из них «заточены» под работу с банковскими задолженностями. В Украине почти нет коллекторов, которые качественно работают с регрессными страховыми портфелями. Если мы возьмем бизнес-предложение любой ведущей коллекторской компании, то увидим, что оно будет базироваться на сроках задолженности, переданной на коллекшн. В зависимости от срока задолженности будет формироваться цена услуги. Получается, что у банков задолженность возникает в одно время – когда заканчивается последний день обязательств по погашению кредита заемщика, и на следующий день у банка уже возникает право требования. В страховых компаниях все по-другому, поэтому фактический термин той задолженности, которую мы передаем коллекторам, обычно насчитывает 1-1,5 месяца. Мы своим партнерам объяснили эти различия и смогли найти общий вариант работы.
В 2009 году наша компания унифицировала работу с коллекторскими компаниями: то есть все компании работают с нами по одинаковой фиксированной тарифной ставке. Замечу, что в 2010 году по сравнению с прошлым годом тарифы коллекторских компаний не изменились.
- По моим прогнозам в 2010 году не стоит ожидать активизации сотрудничества страховых компаний и коллекторов. Скорее всего, мы не увидим на украинском рынке коллекшена новых серьезных игроков, которые смогли бы активизировать этот рынок. На рынке присутствуют игроки с иностранным капиталом, которые демонстрируют неплохой уровень работы. Но в целом участники как банковского так и страхового рынка сейчас, наоборот, уменьшают темпы работы с коллекторами. Начало этой тенденции положил АКБ «ПриватБанк», который поначалу передал весь портфель кредитных задолженностей в работу коллекторской компании, но спустя какое-то время, изъял его у коллекторов, и отдал своему подразделению по работе с задолженностями. Наверное, этот случай является свидетельством неэффективности работы коллекторов.