Эксклюзивное видеоинтервью с руководителем Госфинуслуг
06.07.10
Портал Тристар предоставляет вниманию своих читателей эксклюзивное интервью с
главой Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг Украины
(Госфинуслуг).
В ходе встречи руководителя портала Тимура Бекбулатова с Василием Волгой,
регулятор ответил на вопросы, заданные пользователями на страницах портала и
посредством электронной почты. Ответы мы предлагаем Вашему вниманию в
видеоформате, также опубликован и традиционный текстовый вариант интервью.
Подчеркнем, что в видеороликах ответы спикера носят более обширный
характер, чем в текстовой части.
Одним из каналов, по которому граждане Украины
получают доступ к страховым услугам, есть деятельность страховых агентов. Каким
Вам представляется образ страхового агента? Куплены ли Вами лично какие-то
страховые услуги у страховых агентов?
Мировая практика показывает, что агент является страховым посредником.
Страховой агент должен быть высокообразованным, культурным человеком,
который понимает, что он предлагает страхователю. Он не должен быть
излишне навязчив – это человек, который может предложить страховой продукт.
Отвечая на вторую часть вопроса – я оформляю страховку только по
автогражданке.
Важно! Для того, чтобы видеопоток не «тормозил», необходимо
сразу после начала трансляции нажать на кнопку «пауза» и нажать кнопку
«воспроизведение» после полной загрузки (полоса прокрутки должна стать полностью
темной).
Почему в проекте про ОМС не предусмотрено участие
страховых компаний? Это еще одна схема отмывания денег для "приближенных
людей"?
Нет страховых компаний в тех трех проектах, которые находятся на рассмотрении
в Верховной Раде Украины. Мы сейчас готовим проект закона, осуществление
которого будет происходить с непосредственным участием страховых
компаний. Путем введения обязательного медицинского страхования мы идем
к увеличению капитализации страхового рынка.
Василий Александрович, Вы подаете в СМИ
информацию о том, что "крупнейшая и известная СК находится на грани
банкротства". Вашу мысль развивают ряд изданий, ссылаясь на источники в Вашей
структуре, и сообщают, что Вы имели ввиду НАСК "Оранта". Действительно ли это
"Оранта" или кто-то еще? Не кажется ли Вам, что при Вашей должности такие намеки
по крайней мере неуместны - надо называть компании поименно или молчать до
окончательного принятия решения.
Я не говорил, что та или иная компания находится на грани банкротства. Я
сказал, что по департаменту пруденциального надзора у нас есть несколько
вопросов, на которые нужно получить ответы. С этой целью в ряд крупнейших
страховых компаний введена масштабная проверка. Другими словами, ряд
компаний определен сейчас под временный надзор, и если по результатам
проведенной проверки регулятор будет обеспокоен некими факторами, то таким
компаниям будет предложен план санации. Если же данные компании
отчитаются о выполнении поставленных задач, то надзор со стороны департамента
временного администрирования будет снят. Ответственность главы Госфинуслуг
предполагает основным направлением деятельности защиту интересов
граждан. Для отчетов перед страхователями регулятор должен понимать
ситуацию, поэтому проверки страховщиков – это нормальное явление.
Какие еще гениальные ходы, направленные на
развитие страхового рынка, планирует сделать государство в этом году кроме
бланков "строгой отчетности" и "дочерних Госфинуслуг
компаний"?
По вопросу бланков "строгой отчетности" лучше обратиться в
Моторно-транспорное страховое бюро. Госфинуслуг для наведения порядка с работой
страховых компаний на рынке будет идти по пути взаимодействия с Министерством
юстиции и нотариусами. Что касается дочерних госпредприятий – одно
госпредприятие будет работать с бланками и с разработкой IT-технологий для
перехода страхового рынка на Международные стандарты финансовой отчетности к
2012 году. Второе госпредприятие, созданное при Комиссии – Институт развития
финансовых рынков – станет полноценным учебным центром и будет
заниматься созданием солидной базы для подготовки профессиональных специалистов
на высоком уровне образования. Что касается развития страхового рынка –
благодаря жесткой работе Госфинуслуг, благодаря повышению дисциплинированности
страховых компаний только за последние 2 месяца гражданам Украины было выплачено
120 млн. грн. безнадежной задолженности (в основном, по автогражданке). В
дальнейшем мы ожидаем еще более позитивных результатов.
Скажите, пожалуйста, как получить теперь
страховое возмещение с компании "Страховые Традиции", насколько известно на
сегодняшний день, ликвидатор в бегах. На какой стадии находится ликвидационная
процедура СК "Страховые традиции"? Почему нет никаких официальных данных? Где
найти ликвидатора?
Ликвидационная процедура не находится в компетенции Госфинуслуг.
Необходимо обращаться в МВД Украины для разъяснения ситуации, поскольку
компетентными органами будут набираться материалы для судебных действий. К
сожалению, эта ситуация была допущена по причине недостаточного контроля со
стороны Госфинуслуг. Отчасти случившееся можно объяснить и крушением банковской
системы, в частности, замороженными средствами некоторых страховщиков в "Надра
Банке". Но если бы компании вели себя дисциплинировано и придерживались
законодательства касательно страховых резервов, то оказались бы готовы к
подобным ситуациям.
Какая на сегодняшний день зарплата у Главы
Госфинуслуг? Есть ли у Вас дополнительные доходы помимо работы в Комиссии?
Планируется ли увеличение Вашей зарплаты после того, как введут отчисления
(0,1-0,5%) от страховщиков? Извините за еще один нескромный вопрос, сколько у
Вас личных автомобилей и каких моделей?
Личных автомобилей два – Toyota Camry (7 лет, пробег 300 тыс. км) и
Range Rover (6 лет). Заработная плата главы Госфинуслуг – 12,5 тыс.
грн. Увеличится ли зарплата в связи с введением платежей надзора – не
знаю. Меня больше беспокоит увеличение зарплаты инспекционному и
методологическому департаменту, а также улучшение материально-технической базы
Комиссии. Кроме того, членом комиссии должно быть престижно, для этого
необходимо ввести систему премирования сотрудников Госфинуслуг. В качестве
примера: в ходе встречи с немецким регулятором из-за некорректного перевода в
ответ на вопрос о средствах я назвал сумму финансирования комиссии за 2009 год
(2,5 млн. долларов) вместо суммы собственной зарплаты. Немецкий коллега просто
не поверил, что сумма государственного обеспечения надзорной системы финансовых
рынков Украины меньше, чем его личная зарплата (5 млн. евро в год). Я надеюсь,
что для работников Комиссии, контролирующих миллиардные рынки, нам удастся
добиться достойной заработной платы.
Читательские мнения, высказанные участниками страхового рынка на
нашем портале, В.Волга прокомментировал таким образом:
Господин Волга! Благодарен за последний диалог на
заседании президиума Лиги страховых организаций. Только в таких встречах будет
рождаться новый и чистый рынок страхования Украины! Создавайте институт
практиков и профессионалов сегодняшнего дня при Регуляторе.
Именно это я и хочу сделать. Именно это и будет реализовано в Институте
развития финансовых рынков при Госфинуслуг.
Здравствуйте! По поводу надежности страхвых
компаний и информированности населения о их деятельности. Все очень просто – не
надо вводить стандарты МСФО (они, согласно выводам PWS, не отличаются от
украинских). Надо просто реально оценить стоимость ценных бумаг, покрывающих
резервы, а для лайфовых компаний - еще размер нетто-активов. 70% компаний
исчезнут сразу, после того как их балансы (со справедливо оцененными активами) и
формы о прибылях и убытках будут вывешены на сайте Госфинуслуг по примеру
Нацбанка со своими подопечными. Проблема не в финансировании Госфинуслуг, а в
готовности Комиссии сделать вышесказанное.
Правильное и точное предложение. Что есть Международные стандарты финансовой
отчетности? В европейских странах – к примеру, в Германии и во Франции, данные
стандарты отличаются. Сами по себе эти стандарты есть открытость. Вопрос
ключевой и именно поэтому мы работаем над рейтингованием страховщиков.
Открытость деятельности страховых компаний и есть главной целью функционирования
рынка.
На самом деле базовый тариф будет понижен до 180 грн, будут введены коэффициенты,
которые распределят нагрузку по стоимости автомобилей – богатые будут платить
больше, а социально незащищенные автомобилисты получат даже уменьшение
тарифа.
В соответствии с нормой закона «О Страховании» индексация тарифов и
коэффициентов должна проходить с учетом показателей инфляции. Но в течение пяти
лет эта норма нарушалась – тарифы не менялись, и при этом индекс инфляции вырос
на 100%. Если мы хотим европейский подход и развитое автострахование с
гарантированными выплатами, нам надо идти на изменение тарифов на автогражданку.
Но идти таким путем, чтобы социальные слои не пострадали.
МТСБУ уже второй раз подало проект на утверждение, сейчас соответствующие
службы и заместители его изучают и пересчитывают. Мы планируем на следующей
неделе рассмотреть проект на заседании Комиссии и отправить на пересогласование.
Многие уже сидят. На самом деле в области кредитной кооперации произошла
огромная проблема. И в этом случае, по аналогии с банковскими депозитами,
государство несет всю полноту ответственности за ситуацию, сложившуюся с
кредитными союзами. Разрешать кредитным кооперациям осуществлять деятельность
без Фонда гарантирования вкладов и без создания законодательно закрепленного
механизма рефинансирования кредитных союзов было нельзя. А если государство
начало выдавать лицензии на кредитные союзы, оно обязано принимать на себя
связанные с этим риски согласно статье 116 Конституции Украины и статье 1177
Гражданского кодекса. Мне удалось донести до премьер-министра необходимость
предусмотреть это в госбюджете на следующий год. Далее мне нужно будет еще
убедить Министерство финансов и парламент. Для того, чтобы мы получили эти
средства, которые необходимы для граждан Украины, надо организовать общественное
давление на органы власти.
Механизм, который мы предлагаем - механизм выкупа. При Госфинуслуг будет
создано еще одно госпредприятие. Это предприятие получит кредит из госбюджета в
размере 1,5 млрд. грн. С вкладчиком кредитного союза, потерявшим свои деньги,
подписываем договор о переуступке права требования к кредитному союзу. Но делаем
это одновременно с подписанием договора о переуступке права требования от
кредитного союза к должнику. Таким образом на этом госпредприятии мы
сконцентрируем долги, а людям раздадим деньги. Долги - это активы, с которыми мы
будем продолжать работать, самое главное это снять боль и социальное
напряжение.
По нашим данным, через фонды финансирования строительства за прошлый год
прошло незначительное количество денег. Они оказались неэффективным инструментом
для привлечения средств. Бороться с фондами будем в соответствии с действующим
законодательством и положением о Комиссии, их будут исключать из реестра за
нарушения.
В соответствии с законом, как регулятор рынка мы не можем рейтинговать. Тем
не менее, работа продолжается. Вчера (24.06.2010г.) мне докладывал Булыгин
(первый заместитель главы Госфинуслуг), каким образом мы можем это делать.
Доклад отправлен юристам на доработку. Нужно найти решение, и если надо, то
будем вносить изменения в законодательство. Хочу обратиться к страхователям.
Страхуйтесь в тех компаниях, которые готовы идти на добровольное раскрытие
информации.
Это дискуссионный вопрос в Комиссии: что именно оценивать. Мое мнение - нужно
оценить платежную дисциплину и соответствие всех основных показателей. Если
правильно сформированы страховые резервы, если уровень капитализации компании
достаточен - вот тогда эта компания должна занимать первые строчки
рейтингов.
Наша ситуация напоминает Испанию 12 лет назад. Там было 472 СК (почти как у
нас). Практически сравнимые фонды, внутренний валовой продукт. На данный момент
осталось 18 СК. Я думаю, что совместными действиями придем к тому, что на рынке
останутся в достаточной степени капитализированные и дисциплинированые компании.
Жизнь сама покажет, какое количество компаний нам нужно и сколько их
останется.
Мы лишили всех лицензий эту компанию, когда в ней было масса нарушений.
Основная проблема, насколько мы успели разобраться, была с менеджментом. Там
постоянно менялись топ-менеджеры и все они не могли найти инвестора. Последнему
руководителю это удалось. И когда они были лишены лицензии, за семь дней был
наведен порядок с резервами, они докапитализировались должным образом. За два
дня было выплачено 250 тыс. грн. трем десяткам людей. Они полностью выправили
ситуацию в компании.
К сожалению, до того руки еще не дошли. Этот вопрос поднимался и был
обсужден на заседании Комиссии, но в силу перегруженности активной работой
Регулятора я пока что даже не дал протокольного поручения конкретно кому-то
работать над этим. Но это стоит в плане, и в июле месяце мы вернемся к этому
вопросу. Он будет называться «реестр убыточных клиентов» и страховые компании
будут иметь особый подход к так называемым убыточным клиентам.
Мы не будем создавать черный и белый лист. Добропорядочный гражданин Украины
должен получать страховые услуги на общих основаниях, и эти основания должны
быть для всех равны. Только к нарушителям, которым удалось избежать
ответственности, при помощи "базы убыточных клиентов" страховщики смогут
использовать особый подход. А какого-то привилегированного отношения быть не
должно. Создание единой базы безубыточных водителей может находится в ведении
Моторно-транспортного страхового бюро Украины. Госфинуслуг планирует создать
базу убыточных клиентов по всем видам страхования.
Важно! Для того, чтобы видеопоток не «тормозил», необходимо сразу после
начала трансляции нажать на кнопку «пауза» и нажать кнопку «воспроизведение»
после полной загрузки (полоса прокрутки должна стать полностью темной).