Крупнейший акционер страховой компании "Оранта" хочет взыскать $10 млн с бывших руководителей. Деньги были выведены из компании путем манипуляций с оплатой за использование ее бренда. Экс-глава набсовета Олег Спилка и член набсовета Александр Тыминский объявлены в международный розыск. Юристы разыскивают их активы, чтобы компенсировать потери компании.
Не сберегла
К поиску экс-руководства некогда крупнейшей страховой компании «Оранта» подключили Интерпол: по просьбе Украины в международный розыск
объявлены бывшие глава набсовета Олег Спилка и член набсовета Александр Тыминский. Об этом сообщил адвокат юрфирмы «Ильяшев и Партнеры» Александр Фефелов, который представляет интересы казахстанского БТА Банка, которому принадлежит 35,17% акций «Оранты».
По данным МВД, сначала Олег Спилка и Александр Тыминский были объявлены во внутриукраинский розыск – 15 ноября 2016-го (скан-копия 1, скан-копия 2). Следственное управление Главного управления Национальной полиции в Киеве подозревает их в преступлении, предусмотренном ч. 5 ст. 191 УК (присвоение, растрата имущества или завладение им путем злоупотребления служебным положением в особо крупных размерах или организованной группой). Санкция по этому обвинению – до 12 лет лишения свободы с конфискацией имущества.
Уголовное преследование – не единственный способ привлечь беглецов к ответственности. «Было подано исковое заявление о возмещении материального ущерба, причиненного действиями указанных персон. Также активно ведется работа по поиску их активов, которые могли бы быть использованы для возмещения ущерба», – уточнил Александр Фефелов.
Дело на миллионы
Следствие оценивает размер нанесенного страховщику ущерба в $10 млн. «В ходе досудебного расследования установлено, что в течение 2008-2013 годов служебные лица НАСК «Оранта», действуя умышленно, по предварительному сговору с должностными лицами ООО «ИМГ Интернешнл Холдинг Компани» завладели активами НАСК «Оранта», а именно зарегистрированными знаками для товаров и услуг в количестве 12 штук, принадлежавших последним, и средствами в сумме более 67 млн грн, чем нанесли ущерб НАСК «Оранта» в особо крупных размерах», – говорится в определении суда от 15 октября 2015 года.
ООО «ИМГ Интернешнл Холдинг Компани» зарегистрировало товарный знак НАСК «Оранта», а также слоган «Оранта оберігає Україну» в октябре 2008 года. После этого по договору были переданы права на товарный знак и слоган страховой компании. Причем в материалах дела указывается, что «на момент подписания указанных договоров президентом ООО «ИМГ Интернешнл Холдинг Компани» и председателем наблюдательного совета HACK «Оранта» был Олег Спилка».
Были в этом уголовном производстве № 42014100000000228 и другие подозреваемые. Например, Елена Болотова, которая возглавляла «Оранту» с 25 января 2008 года по 24 ноября 2009-го. Сейчас она является заместителем главы правления ВиЭс Банка (это банк с российским государственным капиталом, который в данный момент находится под санкциями НБУ). В сентябре 2016 года Следственное управление ГУ Нацполиции Киева обратилось в суд с ходатайством о применении к ней меры пресечения в виде личного обязательства. Бывший топ-менеджер страховщика «подозревается в совершении уголовного преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 367 УК, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет и со штрафом от 250 до 750 необлагаемых минимумов».
В ходатайстве прокурор подчеркнул, что «личное обязательство является одной из самых мягких мер пресечения». 26 сентября судья Шевченковского районного суда Киева удовлетворил ходатайство и избрал для Елены Болотовой до 20 ноября 2016 года меру пресечения в виде личного обязательства.
Следствие выяснило, что в течение пяти лет служебные лица НАСК «Оранта» перечислили свыше 59 млн грн на счета ООО «Агентство развития “Инн Хаус”» (одним из основателей агентства является ООО «ИМГ Интернешнл Холдинг Компани») за якобы предоставленные рекламные услуги, которые на самом деле не предоставлялись. Впоследствии эти средства перечислялись на счета ООО ТРК «ТВ-Парадиз» «с целью перевода их в наличность и дальнейшей легализации». Согласно постановлению Деснянского районного суда Киева от 11 декабря 2012 года, ООО ТРК «ТВ-Парадиз» было создано для прикрытия фиктивной предпринимательской деятельности, никаких услуг в 2008-2010 годах не оказывало, а использовалось исключительно для перевода безналичных средств в наличность.
Выводились средства и через ООО «Гарант-АССИСТАНС» путем продажи и обратной покупки страховщиком 95% уставного капитала этой компании. «Интересно, что продавались корпоративные права только в самом начале финансового кризиса – осенью 2008 года, когда действие кризиса было почти незаметно, по одной цене, а выкупались уже в разгар кризиса, когда, по логике, цена выкупаемых корпоративных прав должна была бы быть гораздо ниже. Но компания выкупила долю в уставном капитале ООО «Гарант-АСИСТАНС по цене, почти в два раза превышающей объективную рыночную стоимость, вследствие чего нанесенный ей материальный ущерб оценивается более чем в 16 млн грн», – пояснил Александр Фефелов.
К концу 2013 года непокрытый убыток «Оранты» достиг рекордных 668,6 млн грн. Исходя из данных следствия, фиктивные сделки дополнительно увеличили убыток.
Информация о злоупотреблениях вскрылась в 2014 году, когда аудит за 2013 год выяснил, что затраты на аренду торговой марки составили 52,4 млн грн, и это повлияло на уменьшение собственного капитала. Олег Спилка и Александр Тыминский проработали в набсовете до конца 2014 года.
Не прошло и 10 лет
Конфликт вокруг товарных знаков и лицензионных договоров начался в 2013 году: после того как в «Оранту» была введена временная администрация, компания перестала платить владельцам торгового знака. «Большинство лицензионных соглашений, по которым были «уведены» ТМ, были заключены сроком на пять лет. Разумеется, сами ТМ оставались в собственности «лицензиара». При этом действие лицензионных договоров в отношении двух ТМ заканчивалось в 2016 году, и в отношении еще двух – только в 2017-м. После введения в декабре 2013-го в НАСК «Оранта» временной администрации плата за пользование ТМ не осуществлялась, в том числе и за IV квартал 2013-го», – говорит Александр Фефелов.
С 2013 года «ИМГ Интернешнл Холдинг Компани» пыталась взыскать с «Оранты» плату за пользование товарным знаком, но иск о взыскании задолженности по лицензионному договору в размере 644,1 тыс. грн подала только в начале 2015-го.
Параллельно иск подала и «Оранта». 4 ноября 2015-го Хозсуд Киева по требованию «Оранты» признал все договоры о передаче прав на знаки недействительными, а 8 декабря Киевский апелляционный хозсуд отказался удовлетворять жалобу «ИМГ Интернешнл Холдинг Компани». Компания подала кассацию, но 26 сентября 2016 года Высший хозсуд оставил в силе решения низших инстанций. «ИМГ Интернешнл Холдинг Компани» пыталась оспорить это решение и в Верховном суде, но 27 декабря прошлого года коллегия судей Судебной палаты по гражданским делам ВСУ отказала в допуске к производству в ВСУ.
С учетом этих решений Хозяйственный суд Киева 31 января 2017-го отказал «ИМГ Интернешнл Холдинг Компани» в выплате лицензионных платежей за период с 2013 года. Сейчас все ТМ со словом «Оранта» находятся в собственности НАСК.
Объем ущерба
Участники рынка признают: озвученные три эпизода, свидетельствующие о выводе средств, – это лишь небольшая часть злоупотреблений. «“Оранта” была одной из очень немногих страховых компаний, которая перестраховывала риски по ОСАГО. Причем зачастую это были малоизвестные компании, за чьи услуги по перестрахованию платились огромные суммы. По такой же схеме перестраховывались и риски по КАСКО, хотя убыточность по нему у «Оранты» была очень небольшой», – рассказал источник на страховом рынке.
При этом вероятность вернуть хотя бы часть выведенных сумм все же есть. «Экс-руководители «Оранты» по-прежнему являются миноритариями страховщика, поэтому теоретически можно наложить арест на эти активы», – считает генеральный директор ассоциации «Страховой бизнес» Вячеслав Черняховский.