На украинском рынке страхования автогражданки сейчас возникает слишком много вопросов. Несколько скандальных банкротств, неплатежеспособность страховщиков, и кризис доверия страхователей привели к столь неутешительной ситуации, и на этом фоне грядет еще и повышение тарифов по ОСАГО. Председателя Правления Страховой Группы «ТАС» Дмитрия Грицуты рассказал Порталу Tristar о реалиях рынка автострахования.
года показал прирост объема страховых премий по ОСАГО в целом по рынку 10% и прирост объема выплат на 36% (данные МТСБУ). Как видим, в данном сегменте рост убытков значительно превышает рост доходов. Рост убыточности объясняется тем, что уже в течение более года действует новая методика расчета убытков по ОСАГО, которая предусматривает выплату без учета износа, то есть фактически СК платят за старый автомобиль как за новый. Что касается нашей компании, то в СГ «ТАС» прирост премий по ОСАГО по итогам I квартала 2010г. по сравнению с аналогичным периодом 2009 года намного превысил среднерыночный показатель и составил 48%. На том же уровне находится и прирост убыточности по ОСАГО.
С моей точки зрения, прирост объема премий объясняется тем, что ужесточился контроль наличия полиса у водителей со стороны органов Госавтоинспекции. Участившиеся проверки на дорогах с последующими штрафами за отсутствие полиса ОСАГО стимулируют автолюбителей к покупке полиса «автогражданки».
Второй фактор влияния – все больше людей осознают необходимость данного вида страхования. Об этом свидетельствует увеличивающийся спрос на «добровольное ОСАГО» – страхование гражданской ответственности сверх обязательного лимита, на суммы в 100 тысяч гривен и даже больше.
Главный обсуждаемый вопрос всегда один и тот же – о пересмотре размеров тарифов и лимитов. Связано это с тем, что вследствие объективных причин в последнее время темп роста выплат намного превышает темп роста доходов СК. Рынок становится менее прибыльным, а для отдельных игроков – и вовсе убыточным, поэтому размеры тарифов и лимитов нуждаются в срочном пересмотре.
Также в начале 2010 рядом компаний-членов МТСБУ был поднят вопрос о том, чтобы продавать на агентских условиях полисы ОСАГО других СК, поскольку эти компании не могут собрать объемов достаточных для того, чтобы выйти на приемлемую для себя убыточность.
Насколько мне известно, эти выплаты производятся. Более того, МТСБУ через сеть своих региональных представителей, а также СМИ всячески популяризирует среди клиентов упомянутых компаний информацию о том, к кому обращаться за этими выплатами и где их можно получить.
По поводу исключения – любая компания может быть выведена из состава МТСБУ в случае выявления серьезных систематических нарушений по страхованию «автогражданки» и неуплаты обязательных взносов. Вряд ли такие планы существуют, но от потенциальной угрозы исключения не застрахован никто.
Как я уже сказал, размеры тарифов, так же как и лимитов, одновременно нуждаются в пересмотре. Существующие сегодня тарифы и лимиты были утверждены более 5 лет назад. С тех пор, в-основном, за счет роста курса доллара, намного выросла стоимость ремонта автомобиля, и сейчас лимит в 25 500 грн. уже практически не защищает автовладельца в случае ДТП. Тем более, что все большее количество страховых случаев по ОСАГО оценивается как тотальный ущерб.
5.Насколько сильнее компании стали затягивать с выплатами по автогражданке и какие преференции для клиентов они придумывают?
Как правило, крупные игроки рынка выплаты по автогражданке не затягивают. Дело в том, что ОСАГО, в отличие от КАСКО – вид страхования со стандартизированным договором и программой страхования, одинаковыми для всех компаний. Какие-то ухищрения в программе и договоре для задержки выплат со стороны СК здесь просто невозможны. Выплата возмещения по «автогражданке» должна быть произведена не позднее одного месяца с момента подачи всего комплекта необходимых документов. Как правило, основанием для выплаты является решение суда о привлечении к административной ответственности виновника ДТП.
Конечно, есть компании, которые затягивают выплаты и на более длительный срок, но это связано исключительно с незавидным финансовым состоянием данных компаний.
Можно выбирать компанию самостоятельно, изучив статистику Моторного (транспортного) страхового бюро по сборам и выплатам по ОСАГО (она есть на сайте МТСБУ). Так, если между показателями сборов и выплат виден большой разрыв, это уже должно насторожить. Рекомендую также прислушаться к отзывам знакомых, которые имеют не только опыт страхования, но и опыт получения выплаты. Можно доверять и мнению знакомого страхового агента.