Павел Литвин: «Основные проблемы у СК возникают из-за нарушения правил формирования страховых резервов»
06.03.10
Генеральный директор СК «Наста» Павел Литвин рассказал о том, какие сложности пережили страховые компании в минувшем году, о проблемах с качеством резервов и причинах, которые их повлекли, а также высказал свое видение резонансных банкротств на страховом рынке в 2009 году.
выбор останавливается, как правило, на самом дешевом варианте. Поскольку многие страхуют свое имущество по требованию банка, то не стремятся оценить условия страховщика, его положение на рынке, а ориентируются только на цену. Это, собственно, и объясняет причину повсеместного демпинга в сегменте банковского страхования.
При добровольном страховании клиенты смотрят и на неценовые факторы, хотя и здесь в последнее время цена формирует порядка 80% решения. Поскольку стратегии страховых компаний различаются (развитие, выживание, прибыль), то различается и ценообразование на страховые продукты, в том числе и демпинг.
В целом же прошедший год можно назвать годом использования резервов. И значительная их часть уйдет на покрытие негатива в финансовой отчетности. Если экономическая ситуация в стране не улучшится, в этом году выкристаллизуются серьезные проблемы с качеством резервов и уровнем убыточности
Усложнились отношения между страховщиками. Резко сократилась доля премий, переданных в перестрахование страховщикам-резидентам: компании с одной стороны не доверяют внутренним перестраховщикам, а с другой — пытаются максимально оптимизировать свои финансовые потоки, увеличивают норму собственного удержания. Такая ситуация вызвана крупными задолженностями между СК. К сожалению, сейчас механизм урегулирования отношений между страховыми компаниями работает неэффективно. Куда лучше регламентированы отношения между страховыми компаниями и их клиентами.
Не секрет, что из пятисот СК, работающих на рынке, подавляющее большинство работает ради оптимизации, либо являются кэптивами для финансово-промышленных групп. Из небольшого количества компаний (порядка сотни), которые вправе считать себя рыночными, мизерная часть нацелена на получение прибыли. Как правило, это компании, которые некогда учреждались украинскими собственниками, а потом были проданы иностранным инвесторам. И новые собственники желают получать прибыль без промедления.
Большая же часть рыночных компаний развиваются с целью привлечения крупного портфельного инвестора, иначе говоря, с целью последующей продажи. Преследуя такие цели, компании необходимо придавать привлекательность (она должна иметь крупную разветвленную сеть филиалов, большой штат продавцов и агентов, получать большие сборы), но при этом ее портфель не всегда бывает качественным. Обанкротившиеся компании — это именно те, которые преследуют подобные цели. Как правило, их резервы - сомнительны, потому что все деньги отправлялись на развитие. Когда же произошел финансовый кризис и обороты резко снизились, пропала возможность и способность этих компаний платить по своим обязательствам из страховых премий завтрашнего дня. В результате образовались финансовые дыры, причем таких размеров, что у акционеров не стало возможности их перекрыть. И когда акционеры не успевали продавать такие бизнесы, то эти компании становились банкротами.
Поэтому, основные проблемы у СК возникают из-за нарушения правил формирования страховых резервов. То есть вместо ликвидных активов (денежных средств, государственных ценных бумаг, недвижимости (хотя она и «просела» в 2 раза)), как правило, в портфеле страховых компаний встречаются «мусорные» ценные бумаги. Отсюда нарушение ликвидности и, как следствие, банкротства.
Те компании, у которых были либо большие «дыры» в резервах, как у «Страховых Традиций», либо серьезный источник доходов как Проминвестбанк, как в случае с «Векселем», могли бы обанкротиться еще в 2009 году. Если страховщики не сделали этого, значит, на протяжении 2009 года они оптимизировали свои бизнес-процессы, сокращали расходы, диверсифицировали каналы продаж, выходили на новые рынки, и, соответственно, снизили риски банкротства. Это одно из бытующих мнений. Другое — это то, что часть компаний перекрывала 2009 год за счет «жирка», который они набрали еще с 2008 года. И 2010 год в этом отношении может многое показать. Мне кажется, что настоящие акционеры понимают ценность страхового бизнеса. Если компания входит в ТОП-30 или ТОП-40, то акционеры должны приложить максимум усилий чтобы не доводить ее до банкротства, иначе «мультиэффект» будет навсегда утрачен и годы труда уйдут впустую.