Перспективы пенсионного страхования и пенсионных фондов
19.10.10
Украинцы отказываются самостоятельно копить на пенсию. Население не спешит инвестировать в накопительное страхование жизни. Зато рисковые личные виды страхования становятся все более популярными.
Исследование, проведенное международной аудиторской компанией Ernst&Young, свидетельствует, что в 2003 г. большинство украинских компаний объясняли отсутствие в своем соцпакете пенсионных программ для сотрудников несовершенством законодательной базы (90% респондентов),
незначительным опытом работы таких проектов (75%) и недоверием к финучреждениям, предлагающим пенсионные программы (65%). В 2010 г. лишь 27% остались критичны по отношению к пенсионному законодательству, а не доверяют финучреждениям, предоставляющим услугу накопления пенсии, только 16% опрошенных. Но это корпоративный сектор, а вот сами украинцы пока не спешат инвестировать в пенсионные программы НПФ и лайфовых страховщиков. Об этом говорят в первую очередь сами представители страхового рынка и рынка по управлению активами.
В докризисное время накопительные страховые программы активно продвигались в рамках MLM-структур, но кризис серьезно подкорректировал возможности страховщиков привлекать клиентов посредством этого канала продаж: население больше не доверяет MLM. Валовые премии компаний страхования жизни в I полугодии 2010 г. упали на 17% — до 331 млн. грн. И сейчас у лайфовых страховщиков главная задача — удержать существующую клиентскую базу по долгосрочным договорам, о ее расширении пока речь не идет. Активы негосударственных пенсионных фондов в I полугодии 2010 г. выросли всего на 4,8% — до 985 млн. грн., но столь малый объем рынка в стране с многомиллионным населением лишний раз свидетельствует об опасениях граждан доверить свои сбережения пенсионным управляющим.
Продавать долгосрочные продукты сейчас очень сложно, утверждают участники страхового и пенсионного рынков.«Продавать «жизнь» сложно. Пока для большинства украинцев это непонятный продукт»,— сокрушается председатель правления СК «ИНГО Украина Жизнь» Наталия Невядомская. По ее словам, для большинства предприятий внедрение пенсионного страхования сотрудников — это вовсе не ближайшая перспектива, а минимум трех лет, при этом во многих компаниях преимущества такого проекта следует еще доказывать их акционерам.
Слова экспертов соответствуют статистике. По данным Госфинуслуг, наряду с автогражданкой, именно личные виды добровольного страхования подпитывают сейчас страховой рынок (доля — 13,6% от валовых премий в I полугодии). Следует, конечно, признать, что медицинское страхование в последнее время подорожало, и этим также был обеспечен рост. Однако количество проданных страховок практически не снизилось, а значит, спрос не характеризуется высокой эластичностью по цене, и продукты личного страхования достаточно востребованы.