Российский страховой рынок - передела не будет
21.11.11
В Россию придут иностранные страховщики, но сломать сложившийся рынок они не смогут.
Вступление России в ВТО подразумевает разрешение иностранным страховым компаниям напрямую работать на отечественном рынке. Во многих странах в результате открытия границ местный страховой рынок оказался под пятой транснациональных гигантов. Но в России этот сценарий не пройдет, уверены эксперты. А вот условия страхования и регулярность выплат в страховом случае должны заметно улучшиться.
Россия будет «запускать» иностранцев постепенно. Сегодня на российском рынке работают лишь дочерние компании иностранных страховщиков. Дочерняя компания полностью подчиняется российскому законодательству и имеет статус отдельного юридического лица. Доля иностранцев в совокупном уставном капитале страховщиков составляет 25%, и эта законодательно установленная квота уже полностью исчерпана. После присоединения России к Всемирной торговой организации она увеличится до 50%. С этого же момента будет изменено ограничение на участие иностранного капитала в компаниях, занимающихся страхованием жизни и обязательным страхованием: с 49 оно увеличиться до 51%. А через пять лет после вступления России в ВТО оно будет и вовсе отменено.
Работать в России напрямую, то есть открывать здесь свои филиалы, иностранные страховые компании смогут лишь через девять лет после вступления страны в ВТО. При этом к страховщикам предъявляются жесткие требования: лицензию надзорного органа сможет получить лишь крупная компания, суммарные активы которой составят более $5 млрд. Кроме того, страховщику необходимо иметь как минимум пятилетний опыт управления действующей филиальной сетью на иностранных рынках. Ему также предстоит доказать свою финансовую состоятельность и предоставить финансовые гарантии. Также материнская структура должна обладать немалым опытом работы в этом бизнесе на домашнем рынке — от восьми лет в страховании жизни и не менее пяти лет по остальным видам. Предполагаются и определенные ограничения — иностранным филиалам будет закрыт доступ к национальному рынку госзакупок, а также к обязательным видам страхования, за исключением обязательной «автогражданки».
Появятся на рынке и новые страховые технологии, хотя уже сегодня иностранные компании пытаются делиться с российским рынком своим опытом, прививать новые продукты, но не всегда успешно. «Согласование правил страхования — процесс длительный и сложный, так как компании пытаются иногда привнести специфические виды и риски», — говорит Комлева.