Интернет – «непаханое» поле для украинских страховых компаний. Шутка ли, численность украинской «сетевой» аудитории уже превысила 16 млн. человек, и продолжает расти. А ведь как минимум половина пользователей – потенциальные страхователи. К тому же, невысокие первоначальные затраты делают Интернет-пространство идеальной средой для создания и успешного ведения страхового бизнеса.
вкладывать немалые деньги в открытие офисов, в построение сетей продаж, на комиссионные агентам и т.д., и т.п. Увы, но страховые компании совершенно игнорировали среду Интернета, и опомнились только около года назад, хотя за границей (даже в России) система интернет-продвижения страховых продуктов работает уже давно.
Вообще, подобная модель ведения страхового бизнеса является на Западе классической и предполагает как раз узкую специализацию, в рамках которой страховые компании лишь создают и выводят на рынок собственные продукты, а непосредственно реализацией занимаются страховые брокеры. По сути, в развитых странах действует все тот же, давно проверенный канал сбыта, в котором четко разделены роли вендоров (создателей товаров и услуг) и поставщиков - реселлеров.
В итоге, примерно 80% страховых премий в США и Европе собирают именно брокеры, тогда как оставшиеся 20% приходятся на агентов страховых компаний и прямые продажи в офисах страховщиков. Годовые темпы роста онлайн-страхования в Европе достигают 70%. Лидерами в этом сегменте считаются Германия, Франция, Великобритания и Италия. В этих странах доля прямых продаж через Интернет превысила 4% всего объема страхового рынка.
На отечественном страховом рынке инструмент онлайн-страхования используют пока что единицы. Во-первых, по причине новизны этого канала для страхователей. Человек привык к визуальному, некому вербальному контакту с представителем страховой компании. По большей части это обусловлено тем, что потребитель чаще всего плохо разбирается в сути и механизме страховой услуги, и не готов делать выбор самостоятельно, для этого ему необходим «гид-поводырь», коим и является страховой агент. Во-вторых, сами страховщики осваивают продажи «онлайн» с некой опаской, так как им приходится быть первопроходцами, а значит, рисковать своими деньгами, которыми в кризис никто сорить не хочет, и репутацией.
К тому же, что винить страховщиков? Еще 2-3 года назад веб-сайты использовали единицы, лидеры рынка, и лишь для того, чтобы разместить информацию о своих услугах и достижениях. Причем, даже сейчас у большинства страховых компаний нет интернет-ресурсов. А все это по причине некой однобокости развития страхования в Украине за счет тех страховых продуктов, которые продают сами себя (в основном – автострахования и ДМС) и не требуют «раскрутки», а также из-за отсутствия у многих компаний, работающих на «карман» собственников или созданных под конкретного клиента, реального интереса в привлечении страхователей.
По большому счету, потенциал продаж страхования через Интернет очень сильно недооценен страховым рынком. Однако не стоит надеяться на то, что с помощью такой модели продвижения страховых услуг удастся «рвануть».
Дело в том, что страховщикам очень долго придется выселять из умов граждан привитую ими же самими модель офисных продаж и приучать клиентов к тому, что застраховаться можно с помощью нескольких «кликов» компьютерной мыши. Правда, если учесть, что немало граждан молодого и среднего возраста отовариваются в Интернете (бытовая техника, мобильные телефоны, компьютеры, различные сервисы и услуги), им знакома вся схема приобретения товаров и услуг через Сеть: от заказа, до оплаты и доставки. И эта социальная прослойка, по сути, станет основным потребителем страховых услуг «онлайн», а значит, можно рассчитывать на то, что переход к новой технологии продвижения страховых услуг станет не очень болезненным.
Правда, на начальных этапах этим механизмом продаж будут овладевать компании, которые могут позволить себе долгосрочные инвестиции в программную реализацию, в рекламу и продвижение сервиса, в его популяризацию среди населения. А на это уйдет минимум 2-3 года, если не больше. И лишь после того, как крупные страховщики докажут, что и в Украине интернет-страхование может жить, и успешно развиваться, – в этот сегмент ринутся игроки поменьше, а также страховые брокеры, так как последние всецело будут зависеть от желания самих страховых компаний работать с клиентом через Глобальную сеть.
Пока что страховой «электронный ритейл» в Украине делает свои первые шаги, эта рыночная ниша только начинает заполняться. Серьезной конкурентной борьбы между страховщиками, равно, как и брокерами, в этом направлении не наблюдается. Несомненно, портал или сайт, продающий страховки - это многообещающая форма продвижения страховых продуктов на розничном рынке. Но в силу того, что в Украине низкая страховая культура, далеко не все страховщики ставят это направление в число приоритетных задач, и, скорее, отдают дань моде на электронную коммерцию в других сферах бизнеса.
В то же время, с каждым днем увеличивается число страховых компаний, которые боятся упустить возможности нового канала продаж и способа привлечения клиентов, осознавая, что при онлайн-страховании захватывается новый слой потенциальных страхователей, более молодых и мобильных, чем «средний украинец». Клиента «из Интернета» легче переманить к себе в силу его подвижности, что для такого высококонкурентного рынка страхования весьма актуально и перспективно.