Страсти вокруг принятого закона, изменяющего правила игры на рынке автогражданки и «Зеленой карты», продолжают бушевать. Руководство МТСБУ признало, что нынешние принципы работы привели к фактическому банкротству МТСБУ и без радикальных мер навести порядок на рынке невозможно. Одной из них может стать создание государственного страховщика, который завяжет на себе автогражданку.
Причиной всему демпинг, который ранее применяли только небольшие новые игроки. Затем к ним подключились и крупные компании в попытке удержать долю рынка и клиентов на откровенно низком уровне. Завышенные комиссионные привели к вымыванию из СК до 1,6 млрд. грн. в прошлом году.
Наряду с порочной практикой на рынке истощились и фонды Бюро. Ситуация с СК «Инвестсервис» и УЭСК привела к тому, что сегодня в бюро поступило 27 заявлений о страховой выплате по системе «Зеленая карта» на общую сумму 110 млн. грн. В фонде же осталось всего 27 млн.
Примечательно, что в аккурат к проведению общего собрания на сайте МТСБУ планируется обнародовать информацию о качестве урегулирования страховых событий, общем финансовом состоянии страховщиков и количестве жалоб. Страховщики будут поделены на три цветовые группы по убыванию — «зеленая», страховщики, чьи результаты хорошие (в среднем выше рынка), «желтая» и «красная». Будет также «черная» группа — страховщики, которые отказались публиковать отчетность. Cегодня таких 22, то есть четверть всех членов бюро. Интересно, что в «зеленой» группе не более пяти крупных страховщиков, при этом около двух десятков мелких и средних компаний.
В преддверии собрания среди членов МТСБУ разворачивается нешуточная борьба. С одной стороны, квотный принцип избрания в президиум равного количества членов от каждой ассоциации не оправдал себя. «Если как минимум два члена президиума имеют финансовые проблемы и находятся если не в «красной», то в «черной» группе, то какие правила работы рынка они могут вырабатывать»,— вопрошает один из членов президиума. Поддерживает такую позицию и Вадим Загребной. «В руководящих органах бюро должны быть представлены страховщики — флагманы рынка, которые своей деятельностью показывают, как нужно работать»,— уверен он.
Общее собрание станет показателем того, куда движется рынок и в зависимости от того, кто займет руководящие должности, станет понятно, сможет ли рынок преодолеть проблему демпинга и завышенных комиссий самостоятельно или страховщикам стоит ждать создания ГАСК.