Страховщики и банки: сотрудничество будет продолжаться, но приоритеты меняются
26.02.10
Будет ли развиваться банковское страхование в Украине? Как сказался экономический и финансовый кризис на сотрудничестве банков и страховых компаний? Каковы перспективы такого сотрудничества в нынешнем году? Как страховые компании планируют компенсировать снижение поступлений от банковского канала продаж? На эти и другие вопросы портала Тристар отвечает Председатель Правления Частного акционерного общества «Страховая Группа «ТАС» (СГ «ТАС») Дмитрий Грицута.
- В 2009 году произошли серьезные изменения в сфере банковского страхования. Еще в конце 2008 года поступления от банковского канала продаж начали стремительно падать, как и его объем в портфелях большей части страховых компаний (СК). В первую очередь это, конечно, коснулось тех компаний, которые работали только за счет банковского страхования. Именно эти СК сегодня испытывают значительные трудности или их деятельность приостановлена. Те страховщики, у которых банкострахование в портфелях занимало не более трети, тоже ощутили снижение его объемов, но не в такой степени. Поскольку они, в большинстве своем, готовились к изменениям в структуре каналов продаж и, в основном, смогли переориентироваться на другие источники доходов, которые менее зависимы от влияния конъюнктуры финансового рынка и стратегических решений коммерческих банков. В 2009 году банки пересмотрели свои подходы к работе с СК. В частности, многие из них резко сократили количество аккредитованных страховых компаний, а некоторые банки сосредоточились практически на одной СК, как правило, связанной с их акционерами. Соответственно, произошло перераспределение долей страховщиков в том или ином банке, изменилась ситуация в данном сегменте в целом. Что касается доли банкострахования в портфелях СК из ТОП-10, то сейчас она составляет порядка 10-15, максимум 20%. При том, что еще полтора года назад речь шла о 30-40%.
Для того, чтобы видеопоток не "тормозил", нажмите на кнопку "пауза" и дождитесь полной загрузки.
- В основном эта задолженность формируется из долгов проблемных банков, в которых работают временные администрации или которые находятся на пути к ликвидации. Если говорить об СГ «ТАС», то у нас до сих пор остаются заблокированными депозиты в банке Надра и Укрпромбанке, нескольких мелких банках с временной администрацией. На сегодняшний день суммы таких депозитов не являются критическими, как это было полтора года назад, когда на банковских счетах зависло чуть ли не треть всех страховых резервов, которыми располагали страховые компании. Но процесс вывода депозитов из проблемных банков фактически остановлен. Более того, не всегда получается оперативно проводить взаимозачеты между суммами депозитов и обязательствами СК перед заемщиками банка путем свертывания задолженности банков перед страховщиками. Почему-то со стороны банков это является определенной проблемой. Хотя, надо сказать, что еще есть ряд страховых компаний, у которых заблокированными на счетах проблемных банков остаются достаточно весомые суммы депозитов.
- Размер такой задолженности сложно оценить. Конечно, она есть, поскольку задолженность СК перед банками, это часть общей задолженности, которую они имеют перед своими страхователями. Ее можно классифицировать на ряд видов, в зависимости от срока задолженности, и, скажем так, степени ее безнадежности. Есть ряд страховых компаний, которые не погасили своей задолженности перед коммерческими банками в части страхования кредитов (этот вид страхования был популярен на волне кредитования), или задолжали выплаты по договорам страхования залогового имущества: автотранспорта, квартир, или по страхованию оборотных средств предприятий. Наибольшая задолженность перед банками у тех СК, деятельность которых сегодня приостановлена или которые испытывают большие трудности в работе.
- Нет. По крайней мере, я о такой практике не слышал. В основном такие вопросы решаются путем переговоров или через суды. Но наоборот, если СК страховали кредиты заемщиков банка и выплатили возмещение по проблемным кредитам, то идет обычный процесс, когда определяет сумма регресса и начинается работа по возвращению долга, как правило, при помощи коллекторских компаний.
- Откровенно хочу сказать, что никаких видимых последствий для страхового рынка пока это соглашение не принесло. В крупных банках ситуация не изменилась и там, в основном, работает узкий перечень «своих» страховщиков. Опыт последних лет, когда СК пытались самостоятельно, через суды и Антимонопольный комитет решать эту проблему, показал, что этот вопрос решить непросто. Думаю, нужно объединить усилия Нацбанка, Госфинуслуг, Антимонопольного комитета, чтобы все-таки эта проблема была решена, а единственным документом, подтверждающим аккредитацию СК в любом коммерческом банке, была ее лицензия. Такой порядок существует в большинстве развитых стран.
- Знаете, на примере нашей компании можно сказать, что мы полностью перестроили ту часть бизнеса, которая была связана с банками, и сделали упор на развитие собственной сети, уделив больше внимания качеству наших продуктов, скорости урегулирования убытков, чтобы стать максимально независимыми от банковского канала продаж. Хотя стремиться полностью уйти от работы с банками было бы неправильно, да и невозможно. Особенно при работе с юридическими лицами, поскольку многие из них кредитуются в одном, двух, а то и трех банках: когда встает вопрос о страховании их имущества, как правило, это объект залога. Что касается розничных продаж, то здесь проще. Розничный сегмент страхования в Украине, на мой взгляд, еще очень мало освоен. Вне банковского сектора страхования, например, находится большое количество автомобилей, которые не застрахованы по КАСКО, чуть меньше, но тоже немало тех, кто ездит без полисов «автогражданки». Я уже не говорю о страховании жилья: этот вид страхования в Украине развит очень слабо. Считаю, что здесь поле для работы СК очень большое, и компании, располагающие собственной развитой сетью, имеют большие шансы для дальнейшего развития своего бизнеса и снижения зависимости от банков. Считаю, что безопасной долей банкострахования в портфелях СК, является примерно 15%. Это та доля, которая в случае каких-либо изменений – ухода банка от работы с СК, лишения ее аккредитации или проблем внутри самого бака – не критична для бизнеса страховщика. Если она выше трети, появляется высокая зависимость СК от банков и, конечно, эти компании попадают в зону риска в первую очередь.
- Наверное, в рамках одного года такую тенденцию проследить сложно. Но в течение последних 3-4 лет количество украинцев, которые готовы добровольно страховать свое недвижимое имущество, здоровье, транспорт значительно выросло. В первую очередь, это люди, которые имели позитивный опыт общения с СК или о таком опыте им рассказывали родственники, другие люди, к чьему мнению они прислушиваются. Эти люди гораздо охотнее и легче идут на контакт с СК и готовы покупать страховку. Что касается общества в целом, то, конечно, страховщикам и их объединениям еще предстоит немало потрудиться, чтобы донести до населения мысль, что страхование сегодня для человека является единственным способом защитить себя, свое здоровье и имущество. В этой работе нам могут оказать большую помощь СМИ. Конечно, такого уровня страхового покрытия как имеет Польша или Чехия нам в ближайшие несколько лет не достичь, но двигаться в этом направлении мы обязаны.
- Думаю, в большинстве СК она будет равна 15-20%. У страховщиков, которые получили карт-бланш (фактически эксклюзивные условия страхования) в крупных банках, доля банкострахования будет выше за счет «своего» банка и того, что есть возможность высвободить ресурсы для размещения в других коммерческих банках. Не секрет, что размещение депозитов является для СК одним из «входных билетов» во многие банки. Но и в крупных СК доля банковского страхования будет колебаться в пределах 20-25%.