Пострадавшим в ДТП начнут оплачивать не только ремонт авто, но и ущерб, нанесенный их здоровью.
Жертвы аварий будут получать компенсации даже в том случае, если не смогут документально подтвердить все расходы на лечение и ритуальные услуги. Согласно законопроекту (№9462), пострадавшие в ДТП украинцы получат право требовать от страховщиков гарантированные суммы. Если в результате ДТП пострадавший получит III группу инвалидности, гарантированная стартовая выплата составит 12 минимальных зарплат (на сегодняшний день 13 608 грн), II группу — 18 минимальных зарплат (20
412 грн). В случае смерти потерпевшего либо получения им инвалидности I группы гарантированная выплата достигнет 36 минимальных зарплат (40 824 грн).
Ближайшие родственники погибшего получат право на компенсацию морального ущерба в размере 12 минимальных зарплат. Отдельная выплата будет предусмотрена для компенсации расходов, связанных с похоронами (не более 12 зарплатных минимумов). Однако общая сумма выплаты по ущербу жизни и здоровью не сможет превысить фигурирующей в полисе страховой суммы, которая на данный момент составляет 100 тыс. грн.
По ныне действующим правилам, чтобы получить компенсацию расходов на лечение и медуслуги, граждане обязаны подтвердить их страховщикам документально. Учитывая, что в нашей стране медицинское обслуживание формально остается бесплатным, сделать это не так просто. А т.н. "благотворительные взносы", которые собирают с пациентов "бесплатные" больницы и поликлиники, не являются для СК официальной статьей расходов на лечение.
Закон также меняет систему расчета выплат по моральному ущербу жертвам ДТП. На данный момент пострадавшие вправе требовать от компаний компенсации морального ущерба в размере не более 5% от лимита ответственности, установленной по ущербу жизни и здоровью (т.е. не более 5 тыс.грн). Если же суд удовлетворяет иск пострадавшего на более крупную сумму, разницу между страховым возмещением и суммой иска должен оплатить виновник ДТП. Согласно новому закону страховая выплата по моральному ущербу должна составлять не более 5% от фактической страховой выплаты за вред, причиненный здоровью, а не страховой суммы.
Страховщики также надеются, что принятие закона позволит навести порядок на рынке автогражданки за счет усиления финансовых требований к самим компаниям и ужесточения системы контроля за ними. Во-первых, Моторное бюро получит право проводить аудит страховых компаний, претендующих на вступление в организацию. Во-вторых, размер взноса в фонд страховых гарантий для членов МТСБУ будет повышен со 100 тыс. евро до 500 тыс. евро (хотя раньше предполагалось поднять эту планку до 1 млн евро). Кроме того, компании будут обязаны вносить не менее 300 тыс. евро в фонд защиты потерпевших.
По данным Бюро, за последние 4 года его ряды уже покинуло 17 компаний (две из них были полными членами бюро). На начало февраля текущего года их долги перед потерпевшими и Моторным бюро оцениваются в 40 млн грн.