Вслед за банкирами, еще пару лет назад начавшими кредитовать отделку жилья, ремонтами начали интересоваться и страховщики. Новый вид полисов, продажи которых СК наладили за последние месяцы, является своего рода полуфабрикатом, очень напоминающим имущественное страхование. Однако он включает в себя не риск повреждения стен жилья, а лишь его отделки. А потому стоит заметно дешевле страховки всей квартиры.
года страхование ремонтов в Украине предлагала лишь пара-тройка отечественных компаний. У них можно было купить полис на все элементы отделки (обои, побелку, лепку, кафель, окна, двери и т. д.), но только в паре с обычным полисом страхования самой недвижимости. В последние же несколько месяцев финансисты выделили страхование ремонтов в отдельный продукт, и сейчас его предлагают уже около 30 СК. Активными компаниями в данном сегменте считаются «Эталон», «АСКА», «VAB-Страхование», «Страховые традиции», «ВиДи-Страхование», «Актив-Страхование», Украинская страховая группа.
Главная причина появления на рынке «ремонтного» продукта — активное введение банками требований по страхованию ремонтов. Когда в 2005–2006 гг. финучреждения внедряли кредитование отделочных работ, они не требовали заемщиков их страховать, но сегодня это становится все более распространенным явлением. Благодаря этому СК удается продавать все больше полисов: в 2007 г. объемы кредитования ремонтов выросли на 25–30%, за первое полугодие 2008 г. — уже на 15–20%. «На текущий момент наиболее эффективными являются продажи наших полисов через финансовые институты: банки и кредитные союзы», — рассказал специалист центра продаж главного офиса компании «Кредо-классик» Владимир Иванов.
Главной отличительной чертой страхования ремонтов, которая позволяла СК интенсивно наращивать его продажи, стала стоимость. Ведь цена полиса, покрывающего риски повреждения недвижимости (со стенами и крышей), рассчитывается как процент от стоимости жилья и выливается в солидную сумму 0,1–1% его стоимости. В случае же со страхованием внутренней отделки речь идет об оговариваемой клиентом страховой сумме (он сам оценивает стоимость ремонта), а полис обходится в 0,2–2% этой суммы.
Эксперты советуют не экономить и покупать более дорогие полисы (тарифы в 1,5–2 раза выше базовых), включающие полное восстановление отделки за счет СК: в этом случае страховщики нанимают для ремонтных работ партнерскую компанию и расплачиваются с ней в безналичном режиме. Специалисты скептически относятся к дешевым полисам, которые подразумевают самостоятельный ремонт клиента с последующим возмещением страховщика.
В ближайшее время финансисты прогнозируют активный рост объемов ремонтного страхования. По предварительным оценкам, в нынешнем году он увеличится 15–20%, в будущем — 20–25%, выплаты же не превысят сегодняшние 25–30%. Предполагается, что, как и прежде, львиную долю клиентов СК будут получать от банков, хотя постепенно обещают налаживать и другие каналы продаж. «В ближайшем будущем мы рассчитываем получить значительные поступления страховых платежей от фирм, осуществляющих ремонтно-отделочные работы и компаний-агентов», — подчеркнул Ярослав Кырылив. Также страховщики планируют завербовать и получать клиентов от строительных супермаркетов и даже ЖЭКов.