Страховые брокеры: обращение к участникам страхового рынка Украины
20.09.13
В рамках проходящего XIII-го Международного Ялтинского Финансового Форума был проведен "День брокера", на котором выступили представители брокерских компаний Willis, Gras Savoye и Оукшотт, а также перестраховщики, которые поделились своими мыслями о развитии этого важного института на страховом рынке.
Страховые брокеры Украины обратились к участникам рынка:
Состояние дел на рынке вызывает озабоченность и тревогу у института страховых брокеров Украины. В условиях мирового финансового кризиса, когда четвёртый квартал подряд экономика Украины показывает устойчивую тенденцию к падению, а страховой рынок стагнирует, непрофессиональные действия отдельных его участников подрывают авторитет этого вида финансовой защиты, усугубляя и так низкое доверие к страхованию у наших граждан.
Прежде всего, это касается демпинга в тарифной политике по разным видам массового страхования и, в первую очередь, обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО). Неужели руководителям страховых компаний не хватает отрицательного опыта коллег на рынке. Их перечень у всех на слуху: "Страховые традиции", "Галактика", "Вексель", "Орадон", " Украинская экологическая страховая компания", "Инвестсервис", "ИнтерТрансПолис", "Райп", "Лафорт", "Городская страховая компания". За последнее время регулятор также лишил лицензий и права продавать полисы ОСАГО еще нескольких компаний, которые грешили огромными скидками, не имея возможности накопить резервы для будущих выплат. Это "Добробут", "ТАСТ-Гарантия", "Укоопгарант".
Аналогичное может произойти с ещё рядом компаний, которые демпингуют за счет предоставления своим агентам больших комиссионных. Это "Украинская охранно-страховая компания", "Украинская транспортная страховая компания" (UTICO), "Страховой капитал", "Инкомстрах", "Провита". А нашим гражданам следует напомнить народную мудрость, что "дешёвый сыр бывает только в мышеловке".
Такая ситуация бьет по имиджу всего рынка и коллег, которые должны солидарно отвечать за действия обанкротившихся компаний. Но уловки в законодательстве позволяют таким страховщикам уйти от ответственности, долго не признавать себя банкротами, а нашим гражданам не получить компенсацию ущерба из фонда защиты потерпевших в МТСБУ.
Следующая проблема рынка это поднятие культуры населения в области страхования. Мы должны совместными усилиями способствовать информированию наших потенциальных страхователей об основах страхования, знакомить их с основными видами и программами страхования, о лучших страховщиках и брокерах. Не возможно получить достойный урожай, не вспахав землю, не внеся удобрения и не используя хороший семенной фонд. Так и нам нужно готовить такую почву для просвещения, пропаганды и выхода на потенциальных клиентов. А много ли тратят наши страховщики на продвижение социальной рекламы в области страхования? Устраивает ли рынок общие акции по продвижению прогрессивных идей в массы? Думаем, что есть над чем задуматься всем участникам рынка.
Далее, хотим остановится на проблеме андеррайтинга. Она тесно связана с проблемой демпинга. Но несёт ли кто-нибудь конкретную ответственность за выдачу котировок перед брокером, перед клиентом, перед самой страховой компанией и рынком за безрассудные предложения, которые не укладываются порой в нормальной голове. Брокер несёт персональную юридическую и материальную ответственность перед клиентом за свои ошибки и упущения. Поэтому он должен иметь страховку своей профессиональной ответственности. А несут ли такую ответственность андеррайтеры?
Теперь о тендерах. Нужно учить и доводить нашим потенциальным страхователя, что проводить тендеры среди брокеров по принципу "Кто принес более низкий тариф, тот и победил", не имеет под собой ни экономической, ни правовой, ни этичной основы. Такой подход дает возможность мошенническим действиям среди брокеров и страховщиков. На рынке имеются случаи, когда страховые компании дают двум посредникам разные котировки и условия, забывая этику поведения в таких случаях - или отказать обоим, или дать им одинаковые тарифы. Некоторые поступают ещё хлеще - брокеру дают одну котировку, а при обращении клиента напрямую - без комиссионных, забывая, что отдел продаж должен также быть рентабельным, а не работать за "свежую копейку и навар с яиц". Такие горе-продавцы страховых компаний хорошо знают, что не смогут получить ваучер на пополнение счёта мобильного телефона при обращении напрямую к своему провайдеру без заложенных комиссионных любого посредника, продавца газетного киоска, кассира супермаркета или розничного продавца на улице. Такие менеджеры подрывают рыночные отношения и подрубают сук, на котором основан их бизнес.
И наконец, об откатах. На постсоветском пространстве это возвели даже в Особую Технику Клиентской АТракции (О.Т.К.АТ). Об этом пишут книги и выпускают пособия. Ни один тендер, особенно при проведении государственными учреждениями, не проходит без мздоимства. Причём порой в ущерб профессиональной защите, доводя до банкротства победившего страховщика.
Давайте все вместе бороться с этими язвами рынка на всех уровнях. Мы должны вернуть доверие наших граждан к страховому рынку.