Трудности, которые поджидают клиента при получении страхового возмещения
07.07.09
Финансовый кризис заставил и без того отягощенные проблемами страховые компании искать спасения в задержке, урезании или отказе в выплатах.
Как страховые компании «экономят» на клиентах и противостоит ли этому государство, узнавал автор этой статьи.
Доказать страховой случай, а тем более получить возмещение в Украине становится сложнее.
Тысячи жалоб обманутых страхователей обрушились на Госкомиссию по регулированию рынков финансовых услуг. По данным регулятора, количество поступивших за январь-май 2009
года разоблачительных писем достигло 1873 (для сравнения: за 2007-2008 годы поступило всего 2015 претензий). Уровень негодования будет повышаться, с учетом несвоевременного проведения страховых выплат по 9425 договорам.
Во многом страховые компании идут на дно из-за рекордного экономического падения, случившегося с Украиной. По подсчетам Госкомуслуг, банкиры задолжали компаниям около 1,2 млрд. гривен. Зачастую СК пытаются уверить своих клиентов, что не могут выплачивать возмещения, поскольку им не отдают их резервы. Однако, для некоторых это не более чем хорошая «отмазка». По итогам 1 квартала 2009 года, на депозитных счетах находилось чуть более 6 млрд. гр-н. (или 27%) страховых резервов. Это говорит лишь о пренебрежении правилами формирования резервов, о расчетах за счет вновь привлеченных платежей, о непродуманной ценовой политике страховых компаний в предыдущие годы.
Страховая компания может снизить размер страхового возмещения, если в договоре имеется фраза «выплата размера суммы страхового возмещения происходит по согласию страховщика». При страховании КАСКО получение выплаты по ценам фирменной СТО с последующим ремонтом "в гаражах" - достаточно распространенный способ обогащения за счет страховой компании. Страховщики активно с этим борются, вычитая НДС, занижая экспертную стоимость или соглашаясь на ремонт только на "согласованных" СТО».
Отказ в страховой выплате, говорят эксперты, также стал нормальной практикой в страховании. С задержкой или урезанием страховых выплат можно еще смириться, а вот с отказом – не стоит. Жалуйтесь в Госкомиссию по регулированию рынков финансовых услуг, требуйте аргументированного объяснения от страховщика, тащите его в суд – пытайтесь всевозможными методами отбить свои деньги или, по крайней мере, омрачить жизнь недобросовестной СК. Настойчивый страхователь, уверяют эксперты, сможет добиться выплат после прохождения "всех кругов ада" - суда и апелляций.
Cамое большое зло - двойные трактовки, при которых в одном пункте страховщик принимает на себя обязательство оплатить возмещение, а в другом исключает риск из покрытия
Говорить о надежности той или иной страховой компании в условиях финансового кризиса не приходится. И хотя определить способность того или иного участника рынка платить по счетам можно лишь условно, все-таки необходимо знать свои права при наступлении страхового случая. Многие украинцы не утруждают себя ознакомлением с содержанием полиса. Расплата за такого рода упущение в итоге больно бьет по бюджету семьи.
Итого, необходимо обратить внимание на уровень франшизы, перечень исключений и ограничений страхования, условия пропорциональной выплаты, суму страхования, которой может бить недостаточно для восстановления имущества.
Даже государство оказалось не в силах игнорировать свыше 80% страхователей, не получивших компенсации. Пункт «общих формулировок» настолько обеспокоил Госкомиссию по регулированию рынков финансовых услуг, что в июне было объявлено о разработке единых требований к договорам страхования. По мнению председателя Госфинуслуг Виктора Суслова, именно такое нововведение заставит недобросовестных страховщиков отказаться от лазеек в договорах.
А чтобы намерение регулятора не показалось голословным, он подкрепил его реальными действиями – начал проверки документации страховщиков. Нынешний рейд призван отбить у страховых компаний желание обманывать клиента.
Говорят, ведомство уже разрабатывает типовые правила страхования, по которым будут работать страховщики в будущем. Сейчас же СК, по просьбе регулятора, приводят в соответствие с законодательством действующие документы.
Ясно одно, чтобы внедрить нововведения регулятора, придется переписывать Закон Украины "О страховании". Чему совсем не благоприятствует политическая обстановка в стране. И все же эксперты говорят, что полезно подчинить стандартам следующие пункты:
процедуру подачи заявления на выплату
перечень документов, необходимых для выплаты
сроки рассмотрения заявления на выплату и увеличение пени за просрочку (на данный момент это двойная учетная ставка НБУ - 0,07% в день - сущие копейки)
оценку ущерба при страховом событии
Эксперты прогнозируют, что даже причесывание вышеперечисленных пунктов, не гарантирует устранение всех изъянов. В перечне документов, фиксирующих события и оценку ущерба, всегда останется лазейка "якщо інше не передбачено договором". Не получится увеличить пеню, ставка которой регулируется рядом законов.
Эксперты прогнозируют, что к концу 2009 года сумма невыплат, которая сегодня составляет более 192 млн. гривен, может увеличиться в 2-3 раза, а перечень злостных неплательщиков - до 100-150 страховщиков. Вряд ли «типизация» Госфинуслуг сможет остановить этот процесс, положительный эффект могут разве что ощутить «свежие» страхователи, предположительно, в 2010-2011 году.