вопрос, вызывающий широкий интерес со стороны общественности. Но в нашей стране, к сожалению, это направление страховой деятельности не развито должным образом. Самостоятельно принимают решение о выделении средств на подобное страхование в полном объеме лишь единицы туроператоров, другие работают только в рамках обязательных лимитов, предусмотренных законодательством.
— Проблема заключается в несовершенстве системы законодательного регулирования данного направления. Поэтому подход к страхованию ответственности туроператора нужно менять, прежде всего, на правительственном уровне. Действующая в сфере туризма нормативно-правовая база не соответствует реальной ситуации на рынке, что вредит, в первую очередь, путешествующим украинцам и честным игрокам туристического рынка. Заставляет задуматься уже тот факт, что законодательство Украины в туристической сфере не предполагает сегодня возмещение убытков туристу в случае так называемого «приостановления деятельности», а только при признании туристической фирмы банкротом.
Договор, заключенный между страховщиком и туроператором, должен приоритетно обеспечивать интересы туристов. Но, увы, при нынешних условиях страхования ответственности туроператора перед третьими лицами, часто наиболее ущемленными оказываются интересы именно потребителей, да и для операторов нет полной страховой защиты. Чтобы обеспечить должный уровень страхового покрытия для всех участников рынка, необходимо внедрять определенные механизмы.
— Основополагающим шагом должно стать внесение корректив в закон «О туризме». Прежде всего, остро стоит вопрос о повышении лимитов ответственности, ведь нередки ситуации, когда обязательства обанкротившейся турфирмы могут значительно превышать страховые суммы. Размер ответственности, предусмотренный на сегодняшний день для туроператоров, согласно закону «О туризме» (20 000 евро для туроператора выездного туризма), давно утратил свою актуальность. В случае банкротства крупного туроператора этой суммы хватит на покрытие всего лишь 1-5% объема проданных турпутевок, а все остальные туристы остаются совершенно незащищенными.
То есть, нужно, как минимум, увеличить размер страховой суммы (возможно, «привязать» ее к объемам продаж туристических услуг). Я выступаю за дифференцированный подход к данному вопросу для турфирм, действующих внутри Украины и ориентированных на международный рынок. В последнем случае страховая сумма должна быть выше, так как она обязана покрыть возмещение цены путевки, уплаченной за туристическое обслуживание, и компенсацию дополнительных расходов, понесенных туристами на возвращение из страны их временного пребывания.
Существует и обратная сторона медали по увеличению лимитов по полисам страхования ответственности, ведь это может стать дополнительным стимулом для мошенников. По сути, обманутым туристам заплатит страховщик, а с недобросовестного оператора «взятки гладки». В законодательстве Украины не предусмотрено наказание владельца туристического оператора за банкротство, поэтому нередки ситуации, когда владелец обанкротившейся фирмы почти сразу же открывает под новым именем другую компанию.
В силу указанных причин страховщики достаточно настороженно относятся к этому виду страхования, хотя многие заинтересованы предлагать такую услугу при условии законодательного регулирования рынка по данному направлению. Эффективное сотрудничество возможно только тогда, когда весь рынок будет работать на одинаковых условиях.
— Например, стоимость полиса страхования ответственности туроператора перед третьими лицами в нашей компании составляет в среднем 80-100 евро в год. Обычно стоимость рассчитывается с учетом особенностей оператора, срока работы на рынке наличия или отсутствия убытков по договору страхования ответственности, а также от специализации оператора и, конечно же, истории сотрудничества компаний.