Страховые объединения
Выход туристического страхования из патовой ситуации
17.06.10
С туристическим страхованием мы соприкасаемся каждый раз, когда выезжаем за рубеж, страховой полис нам навязывают, когда мы берем путевку в турагентстве, или оформляем визу в посольстве. Стоит ли им слепо доверять, или необходимо самостоятельно подбирать себе страховку? Какие реалии рынка туристического страхования? И об инициативах, которые предлагают внести страховщики, портал Тристар выяснил в беседе с Наталией Гудымой, президентом ЛСОУ .
Страхование – такая же разумная составляющая путешествия, как и надежный транспорт при передвижении . Стоит отметить, что страхование туризма – это международная практика, которая позволяет туристу максимально обезопасить себя в рамках пребывания в чужой стране. В большинстве случаев человек обязан приобрести страховку при посещении чужбины, причем есть требования к минимальному страховому покрытию - 30000 евро. В связи с массовостью вида страхования, экономическим кризисом и пониманием того, что покупка дорогого полиса может быть обременительна для большинства туристов – страховые компании установили небольшой тариф (2-3 евро в день) в который, к тому же, заложена комиссия посреднику (турфирма, посольство). Нивелируя риски страховщики закладывают много подводных камней в договора страхования, поэтому есть много недовольных страхователей . «ЛСОУ всегда своевременно реагирует на жалобы клиентов в этом виде страхования. Все это уже обсуждалось на самых разных уровнях и поэтому родилась мысль предложить рынку централизованную франшизу. Это, несомненно, увеличит качество полиса (меньше исключений) и человек сможет покрыть свои риски в доле не касающейся франшизы. А страховая компания сможет и дальше предоставлять качественные страховые услуги и сократить свои убытки. По предварительным подсчетам, централизованная франшиза составляет приблизительно 30$. Это позволит сократить убыточность СК в 1,5 раза . Кризис показал нам, что франшиза – это разумный выход. Есть убытки, которые человек может возместить самостоятельно. В этом случае франшизу нужно воспринимать как нормальный инструмент снижения стоимости страховании. То количество рисков, которое позволяет покрыть страховой полис с франшизой будет существенно больше, нежели без франшизы», - комментирует сложившуюся ситуацию на рынке туристического страхования Наталья Гудыма (Президент ЛСОУ). Сегодня клиент получает мало, а платит больше или на том же уровне, что и ранее. Налицо получается значительное ухудшение страхового продукта. По ее словам страхователю разумнее было бы нести солидарную ответственность со страховщиком при наличии франшизы , тогда список исключений может сократиться и клиент-турист получит нормальный страховой полис.
Проблемы СК в туристическом страховании
На данный момент, Лига страховых организаций Украины очень тесно работает с различными посольствами стран Шенгена и имеет договоренности об официальном обслуживании этих структур (аккредитация в том числе). Также ЛСОУ занимается сбором жалоб от клиентов для обеспечения надлежаще высокого уровня обслуживания. Собранные жалобы доводятся до сведения страховщиков незамедлительно и в обязательном порядке с целью недопущения ухудшения имиджа страховых компаний и рынка в целом . «Обслуживание жалоб, конечно, является довольно трудоемким процессом, однако каждый случай исследуется с особой тщательностью. Все переговоры с СК очень конструктивны и приводят к определенным результатам. Что касается посольства Чехии, то там появилось непризнание украинских полисов по долгосрочным полисам при выезде на территорию Чехии (свыше 90 дней). Если человек выезжает на длительный срок, то он должен обратиться к приглашающей стороне и приглашающая сторона должна будет предоставить полис. Я могу сказать, что посольство Чехии сделало запросы в Министерство Внутренних Дел Чехии и нам был предложен проект сотрудничества украинских и чешских страховщиков. Но при этом, стоит отметить, что появились нарекания на выполнение обязательства чешскими СК . И уже сейчас появились тенденции к возможному возврату к предыдущей схеме взаимодействия между компаниями», - подчеркивает Наталья Гудыма.
Нельзя не упомянуть, влияние визового кодекса на работу СК . Это касается продления страхового полиса на 15 дней (такая норма вытекает из Визового Кодекса стран Шенгена). Человек, который выезжает на 10 дней имеет возможность пребывать вне Украины только 10 дней, но у него в запасе есть еще 15 дней на выезд . «Думаю, что сейчас, после появления разъяснения посольств этот вопрос решился, и уже можно спокойно приобретать страховой полис при выезде за границу на отдых или работу. Связь с посольствами только укрепляет страховой рынок и его имидж. При введении аккредитации, любое посольство сможет проверять статистические показатели жалоб по любой компании-участнице для выбора самого надежного партнера в страховании. Любая компания, которая будет порочить имидж украинского страхового рынка, будет исключена из реестра аккредитованных », - подытожила президент ЛСОУ.
На что следует обратить внимание страхователю при покупке туристического страхового полиса?
«Каждый из нас ездил в другие страны и понимает, что при выборе тура, страховка обычно идет в пакете с туристической путевкой. К сожалению, пока не все читают этот полис внимательно, что чревато последствиями при обращении в страховую компанию со страховым случаем. Можно посоветовать только одно – внимательно читать страховой полис и узнавать больше о страховщике. Обязательно перечитайте полный текст ограничений и исключений указанных в полисе (к примеру, человек в нетрезвом состоянии не имеет права рассчитывать на возмещение)», - советует туристам Наталья Гудыма. Никогда не нужно слепо доверять договору страхования, предложенного туроператором, а руководствоваться собственным мнением и не стесняться задавать интересующие вас вопросы при заключении договора и покупке путевки.