Смогут ли устоять национальные операторы страхового рынка перед экспансией иностранного капитала? За последние год-два на украинский страховой рынок активно приходит иностранный капитал. По состоянию на конец первого полугодия 2007 года на Украине была зарегистрирована 81 страховая компания с иностранным капиталом. Уставный фонд десяти из них полностью сформирован нерезидентами.
Несмотря на отсутствие культуры страхования и доверия населения к предложениям страховых агентов, украинский рынок в глазах представителей международного страхового бизнеса становится весьма
привлекательным. Аналитики предполагают, что из двух совершенно одинаковых страховых продуктов украинский клиент, скорее всего, выберет тот, который предлагает иностранная компания. Как долго компании с иностранным капиталом будут обладать этим конкурентными преимуществом?
Наперекор такому положению вещей руководство страховой фирмы с весьма одиозным названием «Украинская пожарно-страховая компания» считает, что именно отечественные фирмы — вне конкуренции. «Нам не нужны ни советы, ни консультанты, потому что лучше нас никто не знает особенностей украинского менталитета. Никто не может лучше нас найти подход к клиенту именно в нашей, только нам хорошо известной ситуации»,— утверждает глава правления компании Александр Михайлов.
Казалось бы, отечественные компании могли бы пойти по традиционному пути— усилить свои конкурентные позиции за счет обычного демпинга. Но страховые услуги не могут стоить дешево, они стоят столько, сколько стоят. Заманчивые демпинговые предложения иных компаний — от лукавого. Иначе в случае наступления страхового события пострадавший вряд ли получит адекватную компенсацию. Единственный резерв роста доли на рынке для страховой фирмы сегодня — повышение качества услуг.
Наиболее развитым видом услуг является страхование имущества физических и юридических лиц. Дома, сооружения, офисы, оборудование, мебель, оргтехника, имущество, находящееся на складах, сданное в аренду, лизинг, залог страхуются не только от огня и прочих стихийных бедствий, но также и от противоправных действий третьих лиц. Следующее по масштабам — страхование наземного транспорта. В последнее время компенсация убытков, понесенных в результате повреждения или полной утраты транспортных средств, в Украине становится особенно актуальным.
Кроме набора классических видов страхования транспортных средств, грузов, гражданской ответственности владельцев транспорта все чаще предоставляется еще услуга технического асистанса — при несчастном случае пострадавший может получить быструю техническую и юридическую консультацию специалистов.
Страхование финансовых рисков в общей массе предоставляемых услуг составляет в большинстве компаний не выше 10%, страхование грузов и багажа—6 %. Доля личных видов страхования, среди которых первую скрипку играют медицина и туризм, пока не превышает 7,5%. Но стратегическая перспектива видится именно в развитии этих видов услуг.
«Страхование в нашей стране, мягко говоря, не стало потребностью всех и каждого», — утверждает президент Ассоциации «Страховой бизнес» Игорь Яковенко. Страхового агента сегодня редко увидишь в местах аварий и стихийных бедствий. А это должен быть человек, который появляется там даже раньше кареты «скорой». Несовершенно также и национальное профильное законодательство. В частности, в нем не нашла своего отражения такая актуальная услуга, как страхование профессиональной ответственности и многое, многое другое. Страхование — это культура жизни ответственного общества. Каждый должен заботиться о себе сам, а страховые компании призваны этому только содействовать.