"Самый большой риск – жить в будущем жизнью, которая не приносит радости"
Страхование
Интервью Начался период испытаний для страховщиков
02.07.09
В результате кризиса страховые компании Великобритании увеличивают тарифы, чтобы компенсировать существенное снижение инвестиционного дохода в отличие от российских страховщиков, отмечающих рост демпинга.
Несмотря на испытания, выпавшие на долю страховщиков во всем мире, группа Royal & SunAlliance (RSA) из Великобритании стала одной из лучших компаний Европы по объемам капитализации.
О том, почему прямое страхование будет пользоваться спросом в периоды спада экономики, о вере в потенциал российского рынка автострахования и о правильно сформированном инвестиционном
— Объем вложений трех инвесторов (RSA, DIFI и ЕБРР) исчисляется десятками миллионов рублей. На самом деле компания «Интач» начинала работать со стадии start-up, на которой «Энергополис» был небольшой базой для развития прямого страхования. Мы инвестировали в технологии и бренд. Мы ожидаем, что понадобится по крайней мере четыре года, прежде чем мы получим возврат на инвестиции.
— Факт того, что мы увеличили нашу долю в «Интач страховании», доказывает, что прямое страхование может работать и работает на российском рынке. Но мы понимаем, что должны продолжить инвестиции в технологии и бренд. Большинству российских клиентов удобно покупать полисы по телефону. Интернет сейчас меньше используется. Мы полагаем, что и этот канал будет прибыльным для нас, поскольку мы можем применять гибкую тарифную политику при расчете стоимости полисов автокаско. К примеру, в Великобритании или США является обычной практикой расчет цены полиса физлица с учетом более 40 факторов, что гораздо больше, чем в большинстве российских страховых компаний. Мы должны изучить, каковы наиболее эффективные факторы на этом конкретном рынке. В результате осторожные водители получат очень конкурентоспособную цену полиса.
— В России мы сосредоточены на автостраховании. Мы заинтересованы в развитии бизнеса в стране, где более 30 млн автомобилей. Кроме того, здесь у людей уже есть небольшой опыт в покупке полисов напрямую и интерес к преимуществам, которые это дает: отсутствию агентской комиссии и быстрому, удобному процессу заключения договора.
— В последние годы страховые активы в России были очень дороги: они продавались с мультипликатором три или четыре к валовой подписанной премии. Модель прямого страхования не требует от нас оплаты труда агентов, и на базе «Интача» мы можем развивать тот бизнес, который хотим.
— Наш проект относительно новый, и доля страхового рынка в целом на текущем этапе небольшая — наверное, менее 1%. Но мы полагаем, что «Интач» — крупнейший страховщик среди компаний прямого страхования в России, и уверены в дальнейшем потенциале его роста.
— Мы полагаем, что прямое страхование в период экономического спада привлекательно как никогда. При стабильной финансовой ситуации у людей нет необходимости менять страховую компанию, но, когда наступают трудные времена, потребители начинают искать лучшую цену. Мы можем ее предложить, поскольку не платим комиссионные посредникам. Также наш опыт прямых продаж во многих других странах показывает, что мы знаем, как продавать, соблюдая условия экономии и применения эффективных технологий.
— Управление инвестиционным портфелем RSA дало относительно хороший результат в 2008 году, поскольку у нас была небольшая доля акций. Мы всегда нацелены на достижение комбинированного коэффициента ниже 100 независимо от результатов инвестиционной деятельности. Этот год будет годом испытаний для всех страховщиков. Тарифная политика в страховании имущества и ответственности была пересмотрена или ужесточена, потому что сейчас ни один из страховщиков не может положиться на хороший инвестиционный доход. Мы ожидаем, что COR группы RSA по итогам 2009 года будет около 95%. Мы также полагаем, что у нас может появиться шанс для некоторых приобретений в Великобритании или на других рынках, где мы уже присутствуем, поскольку от экономических условий эти возможности возрастают. Мы всегда заинтересованы в увеличении числа наших активов там, где мы ожидаем прибыльного роста.
— Сейчас у RSA сильная финансовая позиция, обеспеченная хорошо диверсифицированным страховым портфелем как относительно географии бизнеса, так и принятых рисков. В инвестиционном портфеле RSA 90% приходится на бумаги с фиксированным доходом и наличные средства, 99% облигаций являются облигациями инвестиционного уровня, а 83% — присвоен рейтинг АА и выше, что позволило минимизировать влияние волатильности рынка на положение RSA. В 2008 году стоимость инвестиционного портфеля компании возросла на 11%, составив 14,7 млрд фунтов стерлингов. Избыток капитала RSA по сравнению с законодательно установленным минимальным размером увеличился на 13%, до 1,7 млрд фунтов стерлингов, что в 2,5 раза больше минимального порога. Благодаря этому RSA стала одной из лучших компаний Европы по объемам капитализации.
— В 2008 году на развивающихся рынках наша премия выросла на 20%, до 0,7 млрд фунтов стерлингов, а наша прибыль от страховой деятельности возросла на 28%.
— В 2009 году мы в основном сосредоточимся на развитии и повышении прибыльности имеющегося бизнеса. Доведение доли до 100% в наших страховых компаниях в России, Польше и Чехии — основная задача в Центральной и Восточной Европе.
— В результате спадов экономики в Великобритании мы ожидаем повышения частоты выплат в страховании как корпоративных, так и частных клиентов. Мы наблюдаем рост уровня преступности и мошенничества. Также мы ожидаем, что тарифы на полисы для обеих групп клиентов будут расти в результате компенсирования страховщиками низкого инвестиционного дохода.
— В принципе RSA интересны активы AIG, но не в США.
Справка:
Пол Уиттакер был назначен исполнительным директором сектора «развивающиеся рынки» RSA в 2006 году, до этого проработав директором RSA по HR с апреля 2003 года.
Опыт работы Пола Уиттакера на руководящих должностях в секторе финансовых услуг составляет 20 лет, из них три года — в группе АХА и десять лет — в GE Capital, включая работу в Азии и Восточной Европе по интеграции приобретенных активов и развитию бизнеса.