Новости Статьи Обучение Термины Компании Банковские металлы
Новости

Все новости >>>

 

Мнение профессионала
В шаге от доверия. Что изменится для клиентов на рынке страховых услуг

Если для европейцев страховать свое имущество, жизнь или здоровье так же естественно, как дышать, то в Украине ситуация другая. Доверять страховщикам граждане все еще не спешат, выбирая из всего разнообразия страховых услуг преимущественно медицинское или автострахование. Новый закон о страховании коренным образом меняет рынок страховых услуг. Какие перспективы он открывает для потребителей и станут ли украинцы больше доверять страховщикам?

Ольга Шумик: директор Департамента методологии регулирования деятельности небанковских финансовых учреждений НБУ
Правило успеха
"Мы можем стать кем-то, только преодолев самих себя"
Страхование

 


Обзор рынка страхования
Василий Волга провоцирует хаос на рынках небанковских финансовых услуг (резолюция)
24.11.10

Украинская Федерация Страхования, Национальная ассоциация кредитных союзов Украины и Всеукраинская ассоциация ломбардов публично выразили недоверие главе Госфинуслуг Василию Волге. Таков главный итог Круглого стола «Проблемы развития небанковского сегмента рынка финансовых услуг», который прошел 23 ноября 2010 года в ИА «ЛигаБизнесИнформ».

материалы в тему:

Президент УФС Александр Завада, директор ассоциации ломбардов Юлия Рожкова и президент НАКСУ Петр Козинец перед началом круглого стола подписали резолюцию о недоверии регулятору. Как отмечено в подписанной резолюции: «Глава Госфинуслуг позволяет провозглашения публичных заявлений, которые провоцируют хаос на рынках небанковских финансовых услуг, дезориентируют их участников, повышают риски в деятельности финансовых учреждений и увеличивают угрозы невыполнения ими своих обязательств. Такой, в частности, является заявление об отсутствии в Государственном реестре финансовых учреждений значительной части их обособленных подразделений и планов Регулятора наведения порядка в этой сфере путем лишения лицензий и исключения из реестра финансовых учреждений. И это при том, что в течение второго и третьего квартала текущего года из реестра работниками Комиссии неправомерно были исключены более тысячи обособленных подразделений». В своем выступлении Александр Завада, президент УФС сказал: «Мы хотели бы видеть в Украине регулятора политически независимого, профессионального, оснащенного современными технологиями, прозрачного и предсказуемого, стабильного, ответственного и коллегиального. Но к сожалению в Украине сейчас все эти характеристики присущи нашему регулятору с приставкой «не».

Позиция УФС была поддержана президентом НАКСУ Петром Козинцом. По его словам, существует несколько десятков кредитных союзов, которые находятся в критическом состоянии, и их нужно цивилизованно вывести с рынка. «Но ничего для этого не делается. Таким образом, функция регулятора относительно защиты прав потребителей - не выполняется», - сообщил Петр Козинец.

При этом, президент НАКСУ заявил: «кредитным союзам по почте приходят так называемые «письма счастья», в которых анонимы предлагают свои услуги для того, чтобы договориться с регулятором. В одном из таких писем стоимость подобной услуги - 8000 долларов».

Исполнительный директор Всеукраинской ассоциации ломбардов Юлия Рожкова рассказала, что у представителей ломбардного рынка основное беспокойство вызывает ситуация, связанная с разрешительными процедурами и функцией регулятора относительно регистрации ломбардов и внесения их отделений в реестр. По ее словам, «если в 2009 году, а также 1 квартале нынешнего года разрешительная процедура по регистрации ломбардного отделения занимала 10-15 дней, то сейчас – 3-5 месяцев».

Напомним, что 23 ноября 2010 года РА «Эксперт-Рейтинг» сообщило о введений отраслевого потолка кредитных рейтингов по вновь присвоенным рейтингам для украинских страховых компаний на уровне близком к спекулятивной оценке uaBBB-. Комментируя данное решение, главный финансовый аналитик агентства Виталий Шапран сказал: «На такой беспрецедентный шаг нас заставила пойти информационная политика Госфинуслуг, которая по нашему мнению в значительной степени дестабилизирует сектор. Мы будем удерживать данное ограничение для украинских страховщиков пока регулятор не изменит свою манеру общения с рынком. Публичные мероприятия в финансовом секторе не всегда уместны. А в некоторых случаях они даже опасны для рынка. Нам остается лишь сочувствовать страховщикам, которые сегодня, как ни когда за историю независимой Украины испытывают дискомфорт в общении с регулятором. Однако, поведение Госфинуслуг увеличивает систематические риски и негативно влияет на отраслевой риск страхового рынка, поэтому мы вынуждены вводить подобные ограничения».

Подводя итоги мероприятия, глава совета Украинской профессиональной ассоциации по защите инвесторов, кредиторов и страхователей Евгений Петрик резюмировал: «Выслушав своих коллег я лишь уверился в том, что так или иначе их компромисс с регулятором будет найден. Произойдет это или под нажимом наивысшего эшелона исполнительной власти или между ними возобновиться диалог покажет время. Из этой ситуации участники рынка должны вынести хороший урок – им нужно укреплять основные институты своего рынка через усиление транспарентности компаний. Так чтобы конечный потребитель их услуг сам видел состояние бизнеса тех кому он доверил свои деньги. Тогда любые неуклюжие попытки регулятора или другой третьей стороны не будут так больно бить по рынку, да и сами участники будут не так зависимы от информационных потоков продуцируемых чиновниками».

Полный текст резолюции:

Резолюция

профессиональных объединений небанковских финансовых учреждений о недоверии Главе Госфинуслуг В. А. Волге

г. Киев 23 ноября 2010

Рассмотрев ситуацию, сложившуюся в регулировании рынков небанковских финансовых услуг, профессиональные объединения небанковских финансовых учреждений выражают единое мнение о следующем.

Профессиональные объединения небанковских финансовых учреждений считают, что основными направлениями деятельности регулятора рынка небанковских финансовых услуг на современном этапе является реальная защита прав потребителей финансовых услуг, содействие развитию рынков, их оздоровление с помощью контроля достоверности отчетности финансовых учреждений, оценки их реального финансового состояния, соблюдения установленных требований к резервам, платежеспособности и капиталу. Деятельность в этих направлениях возможна при установлении и поддержании строгих, и в то же время, прозрачных правил игры, одинаковых для всех участников рынка.

Вызывает глубокую обеспокоенность и возмущение то, что руководитель Госфинуслуг В.А. Волга и отдельные должностные лица Комиссии, руководствуясь другими критериями, нежели требования законов Украины, устоявшаяся международная практика и ответственность перед обществом, вместо системной работы по оздоровлению рынков и их развитию направляют крайне ограниченные государственные ресурсы на организацию системного административного давления на небанковские финансовые учреждения.

Результатом действий должностных лиц Госфинуслуг является не только отсутствие позитивных сдвигов, но и существенное ухудшение ситуации на финансовых рынках, перераспределение рынков в пользу компаний, исповедующих недобросовестные методы конкуренции, в частности демпинг в страховании, прикрытый недостоверной отчетностью и бездействием Регулятора.

Глава Госфинуслуг позволяет себе публичные заявления, которые провоцируют хаос на рынках небанковских финансовых услуг, дезориентируют их участников, повышают риски в деятельности финансовых учреждений и увеличивают угрозы невыполнения ими своих обязательств. Таким, в частности, является заявление об отсутствии в Государственном реестре финансовых учреждений значительной части обособленных подразделений и планов Регулятора о наведении порядка в этой сфере путем лишения лицензий и исключения из реестра финансовых учреждений. При этом в течение второго и третьего квартала текущего года работниками Комиссии неправомерно были исключены из реестра более тысячи обособленных подразделений.

Неправомерность действий руководства Регулятора и несоответствие их современному состоянию рынков финансовых услуг проявляется, в следующем:

  1. существенное усложнение всех регистрационных, лицензионных и разрешительных процедур, появление не установленных законодательством требований и правил к деятельности финансовых учреждений, остановка лицензий без должных на то оснований. Финансовые учреждения сталкиваются с несоблюдением принципов государственной службы, непрофессионализмом и некомпетентностью сотрудников комиссии. До апреля 2010 года внесение изменений в госреестр об обособленных подразделениях ломбардов занимало до двух недель, на сегодня этот срок составляет 3-4 месяца;
  2. деятельность кредитных союзов в сегменте микрокредитования сегодня практически парализована непрофессиональными действиями сотрудников Госфинуслуг, которые под лозунгом борьбы с недобросовестными кредитными союзами, обманывающими своих вкладчиков, заставляют кредитные союзы действующие на принципах прозрачности, не имеющие задолженности перед вкладчиками и выполняющие все нормативы, от 3-х до 6-ти раз подавать документы на получение лицензии. Причины отказа – мелочные формальности, а в результате - отсутствие необходимых лицензий ведет к дестабилизации деятельности кредитных союзов и этого рынка в целом. В то же время, за 10 месяцев текущего года никаких позитивных изменений в проблемных кредитных союзах не наблюдается. Иными словами, там где очень плохо, лучше не становится, а там где хорошо, Комиссией делается все, чтобы тоже стало плохо. При этом разработанный Госфинуслуг проект Концепции развития кредитной кооперации скрывается, что усиливает негативные ожидания и неопределенности на рынке;
  3. неправомерные предписания, в т.ч. из-за присвоения себе функций судебных и других органов, в частности, путем неправомерного установления юридических фактов, вмешательство в сугубо договорные правоотношения, толкование на собственное усмотрение условий договоров, игнорирование решений судов, принятых по аналогичным случаям. В частности, должностные лица Госфинуслуг неправомерно обязывают осуществлять страховые возмещения. Вследствие этого вымываются средства страховых резервов, создается поле для коррупции и злоупотреблений через принуждение страховщиков выплатить страховые возмещения конкретным лицам, остаются без источника финансирования выплаты тысячам добросовестных страхователей и потерпевших;
  4. формальное рассмотрение заявлений апелляционной комиссией Госфинуслуг. Практически во всех случаях комиссия подтверждает неправомерные решения, как правило, не приостанавливая их действие на время рассмотрения, не сообщая о принятых решениях, или отправляя решения, в которых отсутствует какая-либо мотивация. Если срок исполнения предписания истек в период разрешенного правовыми актами апелляционного обжалования, не устанавливается новый срок, не выдается справка об отсутствии невыполненных мер воздействия;
  5. нежелание обобщения Регулятором практики применения мер воздействия и разрешительных процедур, что делает деятельность Госфинуслуг непрозрачной, предоставляет возможности в аналогичных случаях принимать различные, даже противоположные по своей сути решения, приводит к созданию искусственного информационного вакуума, неопределенности, не прогнозируемости действий регулятора;
  6. сокрытие от участников рынка и общества информации о состоянии финансовых рынков;
  7. навязывание услуг дочернего предприятия Госфинуслуг «Информационно-технологического центра» (ИТЦ) по размещению финансовыми учреждениями заказов на изготовление бланков, голограмм, специальных знаков;
  8. организация неэффективных аудиторских проверок страховщиков за их счет. Принуждение страховщиков к прохождению дополнительного аудита совершалось при отсутствии необходимой нормативно-методологической базы. Аудиторы, проводившие дополнительные проверки, не обладали необходимым опытом в проведении аудита именно страховщиков, а не редко и значительно более низкий профессиональный уровень, чем аудитор, избранный страховщиком, некоторые из них вообще не прошли контроля квалификации со стороны Аудиторской палаты. Дополнительные аудиторские проверки касались отчетности страховщиков за 2009 год. Поэтому аудит, независимо от его качества, и не мог установить реального финансового положения страховщика на текущий момент, а, следовательно, не мог быть положен в основу действий Госфинуслуг по оздоровлению страхового рынка. Этими действиями дискредитирован чрезвычайно важный для оздоровления страхового рынка, усиления контроля за достоверностью отчетности инструмент - проведение дополнительной аудиторской проверки;
  9. организация поборов с рынка путем принудительного обучения руководителей и работников финансовых учреждений, их обособленных подразделений.

Объединения небанковских финансовых учреждений видят существенную угрозу для дальнейшего существования и развития рынков финансовых услуг. Госфинуслуг, обладая определенными законодательно значительными полномочиями, не обеспечив прозрачных и предсказуемых процедур и критериев их применения, присвоив себе дополнительно не предусмотренные законами полномочия и игнорируя требования законодательства, решения судов, получил неограниченную власть над рынком и использует ее вопреки задачам, возложенным на Регулятор.

Созданное Госфинуслуг коррупционное поле негативно воспринимается международными финансовыми организациями, что приводит к ухудшению имиджа Украины в мире.

Профессиональные объединения небанковских финансовых учреждений, в связи с негативной ситуацией сложившейся в регулировании рынков небанковских финансовых услуг, выражают недоверие Председателю Госфинуслуг В. А. Волге и обращаются к руководству государства с просьбой вмешаться в ситуацию, сложившуюся на рынке, принять меры по приведению деятельности Госфинуслуг в соответствие с Законом Украины "О финансовых услугах и государственном регулировании рынка финансовых услуг" путем обеспечения кардинальных кадровых изменений в Регуляторе и возрождения развития рынков небанковских финансовых услуг.

Резолюцию подписали:

От Украинской федерации страхования
Президент
А. Л. Завада
От Национальной ассоциации кредитных союзов Украины
Президент
П.Н. Козинец
От Всеукраинской ассоциации ломбардов
Исполнительный директор
Ю.Л. Рожкова


Финансовый навигатор TRISTAR.com.ua




Если вы обнаружили ошибку на этой странице, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Темы
Финтех
Аграрная сфера
Чемпионат по страхованию
Страховые объединения
Интересное в страховании
Страхование жизни
Автострахование
Медицинское страхование
Страхование рисков
Агрострахование
Страхование имущества
Страхование туристов
Страхование и банки
Мошенничество в страховании
Пенсионные фонды
Обзор рынка страхования
Мнение профессионала
Интервью
Руководители: о личном
Подкасты
Исследование
Перестрахование
Страховые брокеры
Страховые компании
Слияния и поглощения компаний

Все темы >>>
Рассылка

Анонсы | Подкасты | Акции | Реклама | Песочница | Партнеры | О нас | Правовая информация

Страховой каталог INS.ORG.RU Rambler's Top100 Система Orphus
©2007-2024 TRISTAR.com.ua - твой финансовый навигатор!
© При полном или частичном использовании информации прямая гиперссылка на сайт TRISTAR.com.ua обязательна.