"Каждая ступень жизни по-своему сложна, не преодолев ее, мы не поднимемся выше"
Страхование
За рубежом В лидерах мисселинга на финансовом рынке РФ оказался бизнес ИСЖ
19.03.19
По данным Банка России, бизнес инвестиционного страхования жизни оказался в лидерах мисселинга на финансовом рынке РФ. Об этом шла речь на банковском форуме «Комиссионные доходы банка 2019», который прошел в РФ в марте.
Заместитель начальника управления поведенческого надзора за деятельностью профессиональных кредиторов Службы по защите прав потребителей и обеспечения доступности финансовых услуг ЦБ РФ Георгий Никонов в ходе выступления признал, что более всего мисселинг распространен в сегменте ИСЖ - это показывают
жалобы потребителей финуслуг в Центробанк. В данном случае под мисселингом понимается, что «человек приходит за одним продуктом в банк, за депозитом, а ему предлагают другой, не объясняя отличий», пояснил Никонов.
«Потребителю предлагают полис ИСЖ как лучшую замену депозиту. Ему объясняют, что доходность окажется выше, гарантии вложений сохраняются, и к этому добавляется бесплатная страховая защита жизни. Клиенту этот вариант нравится, он подписывает договор. При наступлении ситуации, когда клиенту требуется досрочно вернуть деньги по договору, он обнаруживает, что по условиям ИСЖ не только лишается дохода, но и не может в полном объеме вернуть вложенные средства. Отсюда начинаются жалобы и судебные споры», - продолжил представитель ЦБ.
Говоря о причинах, которые подталкивают коммерческие банки к продаже полисов ИСЖ, он отметил регуляторное ужесточение требований к заемщикам банков, а также изменение условий резервирования для банков, падение банковских ставок по вкладам. В числе основных причин, приводящих к мисселингу при реализации полисов ИСЖ, по его словам, «агрессивный характер продаж, недостаточная информированность клиентов или недостаточные знания у продавцов, связанные с недостатками их обучения». Кроме того, для продавцов могут быть установлены KPI в зависимости от объемов дополнительно проданных услуг, сообщил он.
По данным Никонова, за одну банковскую продажу сотрудник может реализовать от трех до пяти дополнительных продуктов, цена которых для клиентов составляет от 10 тыс. рублей до 60 тыс. рублей. Представитель ЦБ подчеркнул, что у потребителя, если он готов отказаться от некоторых услуг, сочтя их чрезмерными после посещения банка, должна быть такая возможность.
Всероссийский союз страховщиков (ВСС), Ассоциация банков «Россия», а также Ассоциация российских банков (АРБ) разработали целую систему мер по предупреждению мисселинга, чтобы пресечь негативные тенденции в этой линии бизнеса. Если предупредительные меры, предложенные самим рынком, не сработают, регулятор будет вынужден нормативными актами ужесточить правила игры на рынке ИСЖ РФ.