Руководитель группы менеджеров по автокредитованию департамента розничных продуктов ВТБ Банка Константин Синельниченко рассказал о ситуации на рынке автокредитования:
Украинцы отдавали предпочтение более дешевым машинам. Те, кто в прошлом году покупали бывшие в употреблении авто, в этом году вышли в сегмент новых машин. Это было
связано как с улучшением ситуации в экономике страны, соответственно и платежеспособности населения, так и с тем, что выросло число банков-конкурентов на рынке автокредитования, что в свою очередь, повлекло улучшение условий кредитования и доступность кредитов в целом. Если говорить в разрезе марок, то лидерами стали бренды ВАЗ, Hyundai и KIA.
На протяжении 2011 г. условия автокредитования достигли тех значений, которые предлагались в докризисный пиковый 2008 г. Банки начали предлагать 7-летние займы без первоначального взноса. Процентные ставки в первом полугодии несколько снизились, но из-за дефицита гривны осенью их значения впоследствии вновь повысились.
В прошлом году доля отказов составлял порядка 30% полученных заявок. В основном они были связаны с невозможностью заемщика погашать сумму запрашиваемого кредита: либо из-за недостаточности дохода для оформления кредита в принципе, либо по причине подачи заявки на более дорогой автомобиль, чем позволяет доход потенциального клиента.
Существенных изменений ждать не приходится, так как такие параметры автокредитов, как срок кредита и размер первоначального взноса уже достигли отметок 2008 г., когда автокредитование было на своем пике.
Полагаю, и в этом году максимальным для автокредитования останется 7-летнее автокредитование, а также первоначальный взнос от 0 до 15% от стоимости машины.
Основные изменения могут коснуться размера процентных ставок по кредиту. Но прогнозировать размер такой ставки сложно, так как она зависит от многих факторов: ситуации в стране, ставки по депозитам, конкуренции на рынке автокредитования и т.д.
На рынке автокредитования работало порядка 30 финучреждений из 50 крупных банков. Такая конкуренция вызвала снижение ставок, размера первоначального взноса и увеличение сроков кредитования. Часть банков осенью ушла с рынка автокредитования, что было связано с проблемами недостаточной ликвидности на финансовом рынке, часть банков ужесточила условия кредитования, тем самым сократив кредитование на покупку автомобилей. Эти же факторы могут быть сдерживающими и в 2012 году. Другими факторами, которые не позволят расширять рынок автокредитования, могут стать ухудшение ситуации в стране, снижение платежеспособности населения.
Политика в первую очередь зависит от регулирования кредитования Национальным банком. Она также зависит от целей и задач самого банка. Автокредиты — тот банковский продукт, благодаря которому банк получает средний доход при уменьшенном риске, так как такой кредит покрыт залогом.
Не стоит также забывать, что автосалоны, которые также нуждаются в определенном комплексе банковских услуг, зачастую являются партнерами банка и совместно предлагают интересные партнерские программы населению.
Они напрямую зависят от того, какая политическая и экономическая ситуация сложится на рынке и какие квоты автопроизводители выделят Украине на следующий год.
Ожидать увеличения срока кредитования не приходится. Возможно, прогнозировать такое увеличение исключительно в рамках акций с салонами-партнерами.
Сомнительно, что продажи автомобилей в кредит достигнут отметки 50% в следующем году. Негативные явления в стране не будут способствовать увеличению продаж автомобилей в кредит. Полагаю, что 2012 г. пройдет в рамках тенденций 2011 г. как во взаимоотношениях с дилерами, так и собственно в кредитовании.