Маргарита Ормоцадзе, глава департамента по связям с общественностью группы компаний WebMoney.ua:
Основное обвинение, которое нам предъявляют, — отсутствие согласования правил системы электронных денег в Национальном банке Украины. Это согласование мы ждем еще с 2009 года. К тому же система WebMoney Transfer учитывает имущественные права на разные типы ценностей, номинированные в различных валютах.
И титульные знаки WM, вокруг которых выстроен зловещий ореол, — это цифровая
последовательность, используемая для учета имущественных прав на ценности, хранящиеся в специализированных компаниях — гарантах.
Группа компаний WebMoney.ua, в которую входит гривневый гарант системы, оперирует правами требования и работает как система переуступки имущественных прав, описанных в Гражданском кодексе Украины. В этом юридическом поле мы работаем с момента выхода на украинский рынок в 2003 году и никоим образом его не нарушаем.
Когда в 2008-м Национальный банк предложил модель регулирования платежных инноваций как электронных денег, мы согласились с предложенной инициативой. И подали на согласование Правила системы электронных денег WebMoney Note. Согласования и по сей день нет. До осени 2012 года чиновники НБУ объясняли задержку тем, что ни в одном законе нет определения «электронные деньги».
Дефиниция появилась в новой редакции Закона «О платежных системах и переводе средств в Украине», принятого 18 сентября прошлого года. Соответственно, процесс согласования должен был разблокироваться, но по непонятным для нас причинам он не сдвигается с места.
Получается замкнутый круг: действия Министерства доходов и сборов в отношении нас мотивируются отсутствием согласования НБУ, но перейти на модель электронных денег из-за замораживания согласования мы не можем.
Хочу отметить, что утверждения о том, что WebMoney используется для уклонения от налогов, абсурдны. Вывод средств из WM возможен через банки или системы денежных переводов, и ни первые, ни вторые не выдадут средства анониму. Если кто-то получает вознаграждение через систему — у человека есть возможность отобразить «права требования» в его налоговой декларации.
Украине пора учесть европейский опыт регулирования электронных платежей. Сегодня у нас эмитентом электронных денег может быть только банк, а платежи с помощью этого инструмента возможны в направлениях c2b («потребитель для бизнеса») и с2с («потребитель для потребителя»).
Тогда как в соответствующей директиве ЕС предусмотрена возможность эмиссии «е-денег» не только банками. Направления таких платежей не ограничены: возможны расчеты между гражданами, бизнесами и государством. Имплементация этого опыта, безусловно, подтолкнет развитие рынка «е-денег» и расчетных технологий в Украине.
ПРОТИВ
Только в рамках закона
Василий Поезд, начальник подразделения противодействия налоговым преступлениям с использованием новейших технологий Главного управления Министерства доходов и сборов Украины:
Деятельность оператора платежной системы WebMoney в нашей стране в том виде, в котором она проводилась, не соответствует нормам действующего украинского законодательства, в частности, требованиям Закона «О платежных системах и переводе средств в Украине», а также подзаконным актам, регламентирующих эмиссию, обращение и использование электронных денег и подобных платежных единиц.
Необходимые законодательные изменения, касающиеся функционирования платежных систем и развития безналичных расчетов (в частности, Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно функционирования платежных систем и развития безналичных расчетов»), вступили в силу еще 18 октября 2012 года.
Однако коммерческая структура, поддерживающая работу системы WebMoney на территории нашей страны, не приняла соответствующие меры по приведению своей деятельности в соответствие с законодательными нормами.
В связи со сложившейся ситуацией следователями Министерства доходов и сборов проводится досудебное расследование в уголовном производстве по ст. 200 ч. 2 Уголовного кодекса Украины (незаконные действия с документами на перевод, платежными карточками и другими средствами доступа к банковским счетам, электронными деньгами, оборудованием для их изготовления, незаконный выпуск и использование электронных денег) и ст. 209 ч. 3 УК Украины (легализация доходов, полученных преступным путем).
При этом Министерство доходов и сборов, согласно плану мероприятий по детенизации экономики в целом, усиливает контроль над деятельностью платежных систем и по операциям с использованием электронных денег на предмет соблюдения норм украинского законодательства. Эта задача возложена на специальное подразделение, которым я руковожу.
Министерство готово всячески поддерживать работу легитимных, признанных в мире и прозрачных для законного контроля платежных систем. Мы как государственный орган гарантируем свободу предпринимательства любой структуре, желающей предоставлять аналогичные услуги. Однако настаиваем на неукоснительном соблюдении требований национального законодательства к таким сервисам.
Соответственно рекомендуем осторожно относиться к выбору платежной системы и проверять на официальном сайте НБУ наличие лицензии и других разрешительных документов на проведение финансовых операций на территории Украины.
Участники платежных систем и операторы услуг платежной инфраструктуры вправе осуществлять деятельность в нашей стране исключительно после внесения сведений о них в специальный реестр, который ведет Национальный банк Украины. Между тем система WebMoney сегодня такой регистрации не имеет.