НАБУ уличило Нацбанк в сговоре с Бахматюком: ключевые факты резонансного расследования
13.11.19
Национальный банк оказался в эпицентре уголовного расследования, которое вынудило все правление НБУ провести вчерашний день в Высшем антикоррупционном суде. Бывший первый замглавы НБУ Александр Писарук, который после центробанка успел поработать в МВФ и Райффайзен Банке Аваль, обвиняется в присвоении 1,2 млрд грн в сговоре с экс-владельцем ВиЭйБи Банка Олегом Бахматюком. Ни одна из сторон конфликта не рада перспективе лишиться свободы на срок до 12 лет, а НАБУ анонсирует новые задержания.
Нацбанк шестой год подряд призывает правоохранительные органы наказать виновных в расхищении средств банковской системы в период кризиса 2014-2015 годов. Правоохранители поняли этот призыв по-своему, начав задерживать не только тех, кто расхищал рефинансирование Нацбанка, но и тех, кто его выдавал.
Информация о задержании детективами Национального антикоррупционного бюро (НАБУ) бывшего первого заместителя главы НБУ, нынешнего председателя правления Райффайзен Банка Аваль Александра Писарука появилась поздно вечером в понедельник. Но уже во вторник утром оказалось, что ему пока лишь сообщили о подозрении, а мера пресечения – его хотят отправить в СИЗО – еще не выбрана. Тюремным заключением НАБУ и Специализированная антикоррупционная прокуратура (САП) пригрозили не только Писаруку. За 11-12 ноября подозрения в завладении 1,2 млрд грн средств стабилизационного кредита НБУ уже вручены восьми лицам, в том числе трем бывшим топ-менеджерам Нацбанка. Остальные подозреваемые аффилированы с Олегом Бахматюком, владельцем ВиЭйБи Банка, который получил рефинансирование в 2014-м.
К уголовной ответственности со стороны НБУ привлечены бывший первый заместитель главы НБУ Александр Писарук, бывший директор генерального департамента банковского надзора Алла Шульга и бывший и.о. начальника управления НБУ по Киеву и Киевской области Николай Каленский, который сейчас работает членом Совета Нацбанка.
Еще два подозреваемых – это бывшая глава набсовета ВиЭйБи Банка Наталья Василюк и бывший заместитель главы правления Андрей Яцюта. Другие трое подозреваемых работают в компаниях, связанных с Бахматюком. Олигарх подтвердил, что задержания проводились в компаниях группы «Укрлендфарминг».
Что выяснили детективы НАБУ
В октябре 2014 года проблемный ВиЭйБи Банк попросил НБУ выдать ему стабилизационный кредит под залог недвижимости. «Хотя ВиЭйБи Банк не предоставил все необходимые для этого документы (например, программу финансового оздоровления, направленную на решение в период пользования стабкредитом проблем с ликвидностью, улучшение структуры активов, доходности, рентабельности), правление НБУ, вопреки требованиям законодательства (постановления НБУ № 327/2010. – Ред.), одобрило его предложение», – заявили в НАБУ. Выдачу стабкредита НБУ оформил 10 октября постановлением № 656/БТ, а кредитный договор с ВиЭйБи Банком подписал 13 октября.
В определении Соломенского райсуда Киева от 15 августа 2018 года раскрыт перечень активов, переданных в залог НБУ. Помещение цеха по производству ликеро-водочной продукции в Ивано-Франковске оценено в 1,25 млрд грн, три нежилых помещения ВиЭйБи Банка в Харькове – в 23 млн грн, 32 млн грн и 545 млн грн. Все эти оценки сделало ООО «Бизнес центр “Экспертиза”». Кроме того, в обеспечение по кредиту передавалось имущественное поручительство Олега Бахматюка, который поручился по стабкредиту своим имуществом. Это означает, что даже если бы НБУ от продажи полученных активов не смог вернуть стабкредит, Бахматюк, как собственник банка, должен был бы доплатить разницу.
НАБУ утверждает, что отчеты об оценке стоимости недвижимости, переданной в залог НБУ, были подделаны, и стоимость этого имущества была завышена почти в 25 раз. Экспертиза показала, что реальная стоимость недвижимости составляет 72,62 млн грн, а не заявленные банком 1,8 млрд грн. «Тем не менее зная о завышенной стоимости залогового имущества и отсутствии всех необходимых документов, служебные лица НБУ предоставили 1,2 млрд грн стабкредита ВиЭйБи Банку», – отмечают в НАБУ. ВиЭйБи Банк получил стабкредит на два года, но уже через 40 дней, 20 ноября 2014-го, НБУ признал его неплатежеспособным.
В НАБУ назвали три доказательства причастности топ-менеджеров НБУ к преступлению. Первое – топ-менеджеры НБУ знали о завышенной в разы стоимости объектов, переданных в залог по стабкредиту. Второе – к моменту получения стабкредита у ВиЭйБи Банка была задолженность перед НБУ по кредитам рефинансирования на 3 млрд грн, по которым просрочена уплата процентов на 50 млн грн. «Решение о выдаче стабкредита было принято после посещения собственниками и руководством ВиЭйБи Банка топ-менеджеров НБУ», – указывает НАБУ третий факт.
Действия всех подозреваемых квалифицируются по ч.5 ст.191 УК. Речь идет о присвоении, растрате или завладении имуществом путем злоупотребления служебным положением, совершенном в особо крупных размерах по предварительному сговору группы лиц. Участникам сговора грозит лишение свободы на срок от 7 до 12 лет с конфискацией имущества и запретом занимать определенные должности до трех лет.
Следственные действия продолжаются. «К реализации схемы по завладению 1,2 млрд грн стабкредита НБУ могут быть причастны свыше 15 лиц», – сообщили в НАБУ. Вручение подозрения нескольким лицам из этого списка затрудняется, поскольку они находятся за границей. Поскольку местонахождение владельца ВиЭйБи Банка Олега Бахматюка и экс-главы правления банка Дениса Мальцева не установлено, НАБУ решило отправить им сообщения о подозрении по почте – подозрения вручены жилищно-эксплуатационным организациям по месту регистрации подозреваемых.
В определении Соломенского суда описаны и другие претензии НАБУ. Сообщается, что 18 ноября 2014-го банк получил от компании Quickom Ltd., принадлежащей Бахматюку, требование о досрочном погашении кредита на $45 млн (682 млн грн в эквиваленте) уже 19 ноября. И, несмотря на присутствие в банке куратора НБУ, 20 ноября ВиЭйБи Банк перечислил эту сумму своему кредитору. В тот же день за счет этих средств четыре компании погасили свои кредиты перед банком на 682 млн грн. Выявленные в 2017 году в ходе обыска данные показали, что после получения стабкредита ВиЭйБи Банк выдавал беспроцентные займы птицефабрикам Бахматюка. При этом в нарушение запрета досрочно возвращались средства и депозиты инсайдерам и связанным лицам.
Рябошапка помог
Расследование присвоения стабкредита для ВиЭйБанка детективы НАБУ проводят с 8 октября 2016 года в рамках производства № 12016100000001664. Но в феврале 2019 года генеральный прокурор Юрий Луценко сменил подследственность в уголовном производстве с НАБУ на Главное следственное управление Нацполиции. Ее следователи 9 августа закрыли производство на основании п.2 ч.1 ст.284 УПК, то есть «в связи с отсутствием состава преступления». Это же управление, по данным Центра противодействия коррупции, к весне 2019-го закрыло четыре уголовных производства по ВиЭйБи Банку, а «сто томов этих дел были затоплены в подвале».
29 августа новым генпрокурором стал Руслан Рябошапка, уже в сентябре он отменил постановление о закрытии производства и признал подследственность по делу за детективами НАБУ.
После этого президент Владимир Зеленский в ходе встреч с правоохранителями потребовал начать «посадки». Уже в октябре Государственное бюро расследований объявило, что подозревает экс-владельца банка «Финансы и Кредит» Константина Жеваго в хищении 2,5 млрд грн. В ноябре НАБУ начало вручать подозрения по делу ВиЭйБи Банка.
НБУ отбивается
В Нацбанке сразу же заявили, что «решения в НБУ принимаются коллегиально, что делает невозможным определяющее влияние одного лица на процесс принятия таких решений». Кроме того, в НБУ назвали Писарука «профессиональным банкиром с безупречной репутацией, которую оценили и в МВФ, где он работал последние три года».
НАБУ знает о коллегиальности принятия решения правлением НБУ, поэтому «не исключает привлечение к ответственности и других членов правления, которые одобряли коллегиальное решение». Вчера НБУ опубликовал фото правления тех времен: за столом, кроме главы НБУ Валерии Гонтаревой и Александра Писарука, сидели ее другие заместители – Яков Смолий (нынешний глава НБУ), Олег Чурий и Владислав Рашкован (заместитель исполнительного директора от Украины в МВФ).
Несмотря на коллегиальность принятого решения, НАБУ называет два аргумента, якобы доказывающие вину Александра Писарука, который курировал банковский надзор. В октябре 2014-го он «сообщил подчиненным о решении предоставить кредит ВиЭйБи Банку до того, как банк официально подал необходимые для этого документы». «Весь процесс получения стабкредита завершился очень быстро – в промежуток времени, пока Писарук исполнял обязанности главы НБУ (Валерия Гонтарева была в отпуске. – Ред.)», – отмечают в НАБУ.
Вчера днем все члены правления НБУ, которые на тот момент находились в Киеве, поехали в Высший антикоррупционный суд (ВАС), где подозреваемым выбирали меру пресечения. Катерина Рожкова, Олег Чурий, Дмитрий Сологуб, Роман Борисенко попросили взять экс-топ-менеджеров НБУ на поруки. Яков Смолий, как только узнал о происходящем, прервал командировку и вылетел из Сингапура в Украину, а Сергей Холод остался на Singapore FinTech Festival.
Прокурор САП в ходе судебных слушаний обвинил Бахматюка и Писарука в сговоре. Он также рассказал, что ночью 8 октября 2014-го Писарук отправил Шульге сообщение о необходимости выдать стабкредит ВиЭйБи Банку «минимум на 1 млрд, и Каленский в курсе».
После многочасовых слушаний ВАС отложил до 10:30 среды вынесение решения по мере пресечения временно задержанному Николаю Каленскому. САП требовала взять его под стражу на 60 дней с альтернативой внесения залога в 20 млн грн, изъятием паспортов и ношением электронного браслета. Каленского обвинили в том, что он согласился с предоставленной оценкой, хотя знал, что залогов было недостаточно для выдачи стабкредита.
Но в среду суд решил отправить его под круглосуточный домашний арест. Николаю Каленскому запрещено общаться с другими подозреваемыми и свидетелями, он сдал паспорта и надел электронный браслет. Судья приняла во внимание состояние здоровья подозреваемого (хронические болезни и II группа инвалидности) и 64-летний возраст. Это делает невозможным его участие в заседаниях Совета НБУ.
При этом решение по Алле Шульге суд принял еще во вторник: ее арестовали на 60 дней, дав право выйти под залог в 15,368 млн грн. Андрей Яцюта взят под стражу на два месяца с правом выйти под залог в 1,153 млн грн. Учредитель одной из фирм Бахматюка арестован с правом выйти под залог в 576,3 тыс. грн.
Меру пресечения Александру Писаруку выберут в четверг в 9:30.
Опубликованные НАБУ подробности дела в Нацбанке не прокомментировали: на запрос регулятор не ответил.
Бахматюк в белом
Первой реакцией Бахматюка стала публичная просьба к президенту Владимиру Зеленскому вмешаться в ситуацию, ведь его группу компаний «Укрлендфарминг» «безосновательно терроризируют силовики»: именно в компаниях группы проведены обыски и задержания сотрудников. Вероятно, речь идет, в частности, о компаниях «Агрофирма Березанская птицефабрика» и «Птицефабрика Киевская».
Бахматюк сказал, что Нацполиция, СБУ и Генпрокуратура за последние пять лет «провели массу экспертиз, массу следственных действий, обысков», после чего дела по ВиЭйБи Банку были закрыты, но НАБУ и новая ГПУ «работают в рамках конъюнктуры».
Экс-владелец ВиЭйБи Банка говорит, что неоднократно, последний раз 27 октября, предлагал НБУ и ФГВФЛ «конструктивно решить вопрос задолженности и выплатить 8 млрд грн в бюджет» задолженности ВиЭйБи Банка и банка «Финансовая инициатива».
Бахматюк попросил Зеленского поручить «своим подчиненным» сесть с ним за стол переговоров, но не уточнил, кого именно он считает подчиненными главы государства – сотрудников ГПУ, НАБУ, НБУ или ФГВФЛ.
В интервью ЭП он подтвердил, что сейчас его нет в Украине, поскольку он проводит переговоры в Швейцарии с Cargill. Его план реструктуризации долгов предусматривает 500 млн грн гарантийного взноса и ежегодный платеж в 1 млрд грн. С идеей реструктуризации Бахматюк ходит в ФГВФЛ, НБУ и Минфин уже два года, но «добро» он получил только от ФГВФЛ.
С мнением следствия о завышении стоимости залогов Бахматюк несогласен, поскольку с 2014 по 2019 год недвижимость подешевела, а ликеро-водочный завод утратил стоимость из-за закрытия производства. «У нас есть оценки Харьковского и Одесского университетов экспертиз, согласно которым активы стоят 1,2 млрд грн. Но наши оценки не принимаются», – говорит он.
Обвинения в выводе средств он опровергает, поскольку 0,9 млрд грн было выплачено вкладчикам, а 0,3 млрд грн – на их карты: «Ровно 1,2 млрд грн между датой получения рефинанса и введением временной администрации было выплачено физлицам», – заявил Олег Бахматюк. При этом транзакцию с Quickсom Ltd. он назвал внутрибанковской операцией – «просто свопом».
«Мой «сговор с Писаруком и другими сотрудниками НБУ» состоит в том, что Писарук созвал совещание, где был директорат департамента, бенефициар, глава правления, и якобы мы вступили в сговор», – добавил он.
Возвращаться в Украину, где ему НАБУ пытается сообщить о подозрении, Бахматюк не спешит. «Я буду нанимать юристов, и уверен, что мы выиграем европейские суды», – говорит он.
Террор, абсурд и глубокая обеспокоенность
Экс-глава НБУ Валерия Гонтарева назвала происходящее «террором» и «театром абсурда», поскольку правоохранители решили посадить в тюрьму не менеджмент и собственников обанкротившихся банков, а реформаторов НБУ. Гонтарева напомнила, что Бахматюк лично поручился по кредитам своих банков, но ничего не заплатил. При этом НБУ продолжает воевать в судах: в октябре регулятор добился восстановления судебного процесса против Бахматюка на сумму 8,6 млрд грн.
Еще в 2016 году Нацбанк подсчитал, что Олег Бахматюк должен государству, гражданам и бизнесу 37,9 млрд грн: долг его двух банков перед НБУ составлял 10,9 млрд грн, перед госбанками – 5,3 млрд грн, перед кредиторами (на момент признания банков неплатежеспособными ) – 21,7 млрд грн.
Бизнес внимательно отслеживает ситуацию вокруг Писарука, «особенно при принятии решений об инвестировании». С таким совместным заявлением выступили Американская торговая палата в Украине, Европейская Бизнес Ассоциация, Форум ведущих международных финансовых учреждений и Союз украинских предпринимателей.
Райффайзен Банк Аваль поддержал своего руководителя. «Мы убеждены в том, что с Писарука будут сняты все подозрения в неправомерных действиях и что он всегда придерживался наивысших профессиональных и этических норм, работая как в Райффайзен Банке Аваль, так и в течение многих лет в МВФ и других международных институциях», – заявил председатель набсовета Райффайзен Банка Аваль Мартин Грюлль.
Неизбежно вопросы власти об этой ситуации задаст и МВФ, где Писарук в 2016-2019 годах работал старшим экспертом финансового сектора. Уже в четверг в Киев прибывает очередная миссия Фонда.
«МВФ объявляет о прибытии миссии в Киев 14 ноября, предположительно, для продолжения переговоров по EFF. Несколько удивительно, учитывая развитие событий вокруг банковского сектора и рынка земли. Интересно, Фонд хочет заглянуть в глаза Зеленскому и посмотреть, насколько серьезно он относится к реформам», – написал экономист Тимоти Эш.
Управляющий партнер Aperio Associates Роберт Хоманс задается вопросом, кто следующий. «Гонтарева? В конце концов, она была главой в то время, когда НБУ предоставил Привату кредит в размере $1,9 млрд с личной гарантией Коломойского», – подчеркнул он схожесть ситуации Писарука и Бахматюка.
Объемы рефинансирования, больше чем Гонтарева, выдавал в начале 2014-го глава НБУ Степан Кубив, к работе которого у НАБУ уже давно не возникает вопросов.