Первое, что интересует клиентов - это информация о собственниках банка
09.03.11
Принятие 15 февраля Верховной Радой законопроекта 0884 логично. Документ утверждает более жесткие требования к раскрытию информации о реальных собственниках банков, а также к источникам средств, которые используются для капитализации.
Ужесточение требований к раскрытию информации о собственниках банков – абсолютно логичное требование времени и эффективный метод повышения открытости и прозрачности рынка.
Эта норма принятого законопроекта очень актуальна, она сделает работу непрозрачных банков невыгодной. Ведь информация о собственниках банка – первое, что,
как правило, интересует потенциального клиента и партнёра. Не вижу никаких аргументов в пользу того, чтобы не раскрывать реальных владельцев банков.
Однако некоторые другие нормы принятого законопроекта менее логичны и даже противоречивы.
Так, норма, обязывающая аудиторские компании предоставлять результаты проверок банков напрямую в НБУ, подменяет реальные задачи аудита и создаёт реальную угрозу конкурентной среде рынка. Вместо того, чтобы повышать прозрачность, это требование нарушает порядки раскрытия конфиденциальной информации.
Проведение аудита – право любой компании, цель этого процесса – обеспечение прозрачности бизнеса, повышение доверия в отношениях с существующими и потенциальными клиентами и партнёрами. Аудит не призван быть инструментом для получения информации третьими сторонами, в том числе регулятором. Более того, раскрытие результатов аудита – исключительное право собственника компании.
И это не единственная норма упомянутого законопроекта, которая является совершенно нелогичной.
Требование о том, что размер регулятивного капитала должен быть не ниже размера уставного фонда, является серьёзной угрозой для развития банковской системы и экономики в целом. В частности, в ряде случаев получается, что любое увеличение уставного фонда автоматически приводит к нарушению этой нормы.
Таким образом, система попадает в тупик, лишается возможности нормального развития. Особенно остро это почувствуют молодые банки. Не говоря уже о том, что это требование противоречит стандартам Базель-3. При этом ряд уже существующих норм позволяют эффективно регулировать капитализацию банков, например требования к показателю адекватности капитала.
Предположительно, народные депутаты попросту недостаточно глубоко разобрались в деталях этой нормы принятого законопроекта. Надеюсь, эта досадная нелогичность будет исправлена.