Новости Статьи Обучение Термины Компании Банковские металлы
Новости

Все новости >>>

 

Мнение профессионала
Два года закона о валюте: что сделано и чего ждать

Только представьте, два года назад, если бы вы захотели инвестировать, скажем, в акции Apple, вам нужно было бы получать лицензию. А максимальная сумма такой операции ограничивалась 50 тыс. евро в год.

Правило успеха
"Если ты пришел на место, где нет лидера, стань лидером"
Финансы

 


Кредит на авто

Покупать каско теперь заставляют не всех получателей автокредитов
16.10.14

Рынок автострахования одним из первых ощутил на себе финансовый кризис 2014 г. «По сравнению с прошлым годом в нынешнем рынок каско, по моему мнению, сократится в долларах США примерно в два раза», — предполагает начальник отдела андеррайтинга транспортных рисков страховой компании «Allianz Украина» Александр Яременко. Похожие оценки дают и другие эксперты автострахования. «Главная тенденция на рынке каско — это его сокращение», — говорит директор СК «Доминанта»
материалы в тему:
Алексей Румянцев.

Фактор страха

Не нужно быть экспертом, чтобы понять, что аннексия Крыма и оккупация части Донбасса привели к уменьшению объемов автострахования. По мнению президента Лиги страховых организаций Украины (ЛСОУ) Александра Залетова, потери в этих регионах снизят общие сборы по каско на 15‑20 %. Примечательно, что свернув продажи полисов на полуострове еще весной, украинские страховщики умудряются выплачивать крымчанам даже осенью: «Последняя выплата жителю Крыма по каско была в сентябре 2014 г. на 29 тыс. грн», — рассказал партнер компании BritMark Андрей Косенков. По словам директора департамента управления продуктами компании PZU Людмилы Ясинской, в сентябре они возместили ущерб по двум страховым случаям в Крыму, еще два дела находятся в процессе урегулирования.

Это можно считать актом доброй воли, ведь норм, регулирующих вопросы выплат в подобных ситуациях, не существует. Как и в случае с Донбассом — страховщики до сих пор не могут получить от Нацкомфинуслуг внятный ответ: какие риски в этом регионе считаются страховыми, а какие — нет. «Есть трудности с фиксацией страховых событий в компетентных органах и с получением соответствующих документов», — признает директор департамента развития банковских продаж компании «Арсенал Страхование» Алексей Алексашин.

Проще говоря, получив справку от представителей самопровозглашенной Донецкой народной республики о ДТП или угоне авто, страховщики теряются в догадках: считать ее документом или нет. Если нет, то что делать, ведь другой власти в ряде населенных пунктов Донбасса нет. В итоге застраховать машину многие жители Восточной Украины не могут, даже если хотят. «Для страхования зона АТО — практически потерянный регион», — не скрывает разочарования Румянцев.

Экономия на масштабе

Еще одна проблема сегмента каско — экономическая. «В этом году резко снизилась покупательская способность потенциальных страхователей», — отмечает Косенков. При этом на 30‑40 % относительно 2013 г. выросла стоимость автополисов, поскольку нацвалюта девальвировала. «Следствием девальвации стало увеличение гривневой стоимости автомобилей и соответственно стоимости автострахования. Из-за этого участились случаи отказа от пролонгации договоров каско», — объяснил Алексашин.

При этом средние тарифы по каско за год почти не повысились и составляют 4,5‑6,8 % от страховой суммы. «Сегодня можно наблюдать незначительный рост тарифов — примерно на 5 % по сравнению с ана­логичным периодом прошлого года, но до конца года все еще может измениться», — считает начальник отдела разработки страховых продуктов и прикладной методологии СК «ИНГО Украина» Лариса Симонова. На уменьшение продаж каско повлияло и драматическое падение продаж новых автомобилей. «В этом году продажи каско заемщикам банков практически остановились», — подтвердил президент ЛСОУ. К примеру, в 2008 г. продажа полисов через финструктуры достигала 90 % в портфелях каско страховщиков, в последние годы — 30‑40 %.

Примечательно, что даже при стабильном, ежегодном снижении объемов автокредитования некоторые продавцы каско умудрялись активно страховать заемщиков банков. В том числе за счет собственных депозитов, размещая их в финучреждениях под целевые, совместные с автодилерами программы автокредитования. Но в 2014 г. и эти программы пришлось закрыть: испугавшись банковского кризиса, страховщики начали массово переводить депозиты из небольших и средних по размеру банков в крупные. Таким образом, оценочно могло перетечь до 3 млрд грн. Небольшие банки «в отместку» отменили автостраховки как для новых, так и для старых клиентов, от которых требовалось ежегодное пролонгирование договоров каско. В итоге рынок автострахования потерял в объемах премий. Но сами автовладельцы от этого только вы­играли. Во всем мире автострахование — это добровольный вид защиты и заставлять страховать залоговые авто, особенно в пользу банков, было не лучшим изобретением финансистов.

В 2014 г. объемы премий по каско сократились больше всего за счет недорогих авто. «Наибольшее снижение по объемам продаж наблюдается в бюджетном сегменте — машины стоимостью до $ 12 тыс., — отметила Симонова. — Меньше всего изменений в продажах автомобилей класса бизнес ($ 35‑70 тыс.) и премиум (от $ 70 тыс.)».

Но положение Нацбанка № 540 о за­пре­те покупки валюты для некоторых видов бизнеса за рубежом, по мнению Залетова, может снизить продажи полисов каско и в сегменте дорогих авто. Ведь выплаты по таким страховкам очень крупные — нередко это 700‑800 тыс. грн. Поэтому страховщики, как правило, часть таких рисков передают коллегам за рубеж, то есть перестраховывают. К примеру, за первое полугодие было перестраховано у нерезидентов автомобильных рисков на 104,5 млн грн, или почти 15 % от всего объема перестрахования за границей. «А запрет НБУ на покупку валюты помешает украинским компаниям заключить новые договоры перестрахования за рубежом. В итоге страховщики будут отказываться продавать каско для дорогих авто — слишком большой риск для внутреннего рынка», — предупреждает Залетов.

Некоторые эксперты считают, что от­ка­за «дорогим» клиентам не будет, но каско для них подорожает за счет роста цены услуг перестраховщиков.

Кот в мешке

Не все продавцы каско готовы к сужению рынка. Некоторые традиционно начали демпинговать. Появились предложения о полисах каско по цене ОСАГО, активизировалась реклама каско с тарифами на уровне 2‑2,5 % и без франшизы. «Но нужно понимать, что при таком тарифе в договоре есть много подводных камней», — напоминает директор департамента андеррайтинга и методологии СК «Нова» Вла­ди­слав Борец. В полисе каско при таком тарифе может быть заложен всего один риск, например авария с участием установленных лиц. Если авто не стукнут, а украдут или все‑таки произойдет ДТП, но виновника аварии не установят, то и платить страхователю по такому полису никто не будет.

«Всегда и во все времена на страховом рынке Украины были компании, которые занимались открытым демпингом. Есть они и сейчас. Но классические ритейловые страховщики этого не практикуют. Особенно учитывая ситуацию, которая сложилась на юге и востоке страны, — уверяет Ясинская, — Другое дело, что в поиске новых клиентов, понимая объективную необходимость многих экономить, СК пытаются разно­образить линейку своих продуктов, вводя новые экономварианты и программы страхования». Среди наиболее распространенных бюджетных предложений каско — программы-конструкторы, при которых клиент может сам «собрать» цену полиса, набор рисков и варианты, предусматривающие покупку страховки за полцены. В таком случае владельцу при ДТП придется доплатить еще 50 % премии или получить всего 50 % выплаты.

Новые лица

По мнению президента ЛСОУ, кризис в сегменте каско продолжится в 2015 г., что приведет к 20 %-му сужению рынка по сравнению с 2014 г. Автостраховщикам придется искать новые каналы продаж или уходить с рынка. Больше всего упали премии каско у донецкой компании «Кремень». Страховщик в первом полугодии 2014 г. покинул топ-20 продавцов каско, хотя в прошлом занимал четвертое место по продажам автостраховок. Эксперты связывают проблемы этой компании с ее якобы схемным бизнесом. Хотя регулятор, пообещав проверить эту СК в июне-июле, до сих пор не предъявил ей никаких претензий.

У остальных компаний страховые сборы упали не так резко. Но по­яви­лась тенденция к росту продаж у небольших и средних компаний, таких как «Allianz Украина», «Ингосстрах», «QBE Украина», «ВиДи-Страхование». А традиционно ведущие игроки рынка каско — «Аска», «Украинская пожарно-страховая компания», «Экспресс-Страхование», «Провидна», «Альфа-Страхование» — демонстрируют снижение объемов продаж.

Нужно ли дострахование автомобиля в связи с девальвацией?

Андрей Косенков, директор департаментов автотранспортного страхования и возмещения убытков, партнер компании — страхового брокера BritMark

В последнее время для владельцев автомобилей, которые застраховали свое транспортное средство по каско, не редкостью стали sms от страховой компании следующего содержания: «Уважаемый клиент! В связи с девальвацией гривни вам необходимо достраховать автомобиль до актуальной рыночной стоимости». И сразу начинаются шквал негодования и звонков страховщикам. Оправданны ли они? Давайте разберемся, нужно ли дострахование автомобиля, и если надо — то в каких случаях.

Ответ на вопрос «Необходимо ли достраховывать автомобиль?» можно найти в правилах страхования действующего договора каско. Существует два разных подхода к определению периода формирования страховых сумм в таких договорах. Если в документе написано, что «страховая сумма определяется на момент страхования», то достраховывать формально не нужно. Страховщик при убытке должен выплатить возмещение в полном размере. Из практики скажу: такое формулирование содержится в договорах 70 % страховых компаний. Если же в документе указано, что страховая сумма определяется на момент наступления страхового события, то достраховать автомобиль необходимо. Иначе страховщик выплатит возмещение пропорционально. Тогда в случае угона или полного разрушения авто на полученное возмещение нельзя будет приобрести аналогичную машину. А страховщик, предлагая повышение страховых сумм, выходит из объективных реальностей рынка. К примеру, раньше (до скачка доллара) замена лобового стекла на автомобиль Subaru Forester стоила 8‑9 тыс. грн, сегодня такой ремонт обойдется страховщику в 14‑15 тыс. грн. Прежде всего это связано с повышением стоимости автозапчастей, так как в 99 % случаев они импортируются. Договоры с такой формулировкой оформляют 30 % страховых компаний, в том числе и иностранных. Таким образом, мой совет владельцам застрахованных авто: изучите правила автострахования в части даты определения страховой суммы (начало договора или на момент наступления страхового события) и только тогда принимайте решение о достраховании автомобиля.


Татьяна Павлюченко: Капитал

Рекомендовать:



Если вы обнаружили ошибку на этой странице, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Темы
Финансовые технологии
Экономика
Нормативно-законодательная база
Финансы
Депозиты
Кадровые перестановки
Обзор рынка
Банки
Рейтинг банков
События
Кредитные брокеры
Мошенничество
Потребительское кредитование
Акулы бизнеса
Финансовые пирамиды
Интересное в мире
Платежные системы
Пластиковые карты
Денежный перевод
Кредитные союзы

Все темы >>>
Рассылка

Анонсы | Подкасты | Акции | Реклама | Песочница | Партнеры | О нас | Правовая информация

Страховой каталог INS.ORG.RU Rambler's Top100 Система Orphus
©2007-2024 TRISTAR.com.ua - твой финансовый навигатор!
© При полном или частичном использовании информации прямая гиперссылка на сайт TRISTAR.com.ua обязательна.