Потребительское кредитование: оценка формата и оборотов рынка
11.04.11
Всего лишь 438 млн. грн. необходимо банкирам для того, чтобы превысить исторический максимум выданных потребительских кредитов. По итогам февраля в портфелях банков накопилось 24,7 млрд. грн. займов населению со сроком погашения до одного года, в то время как максимальная отметка этого рынка была зафиксирована в конце 2008 года на уровне 25,1 млрд. грн. Несмотря на общую вялость и затянувшееся падение розничного рынка кредитования, потребкредиты первыми вышли в «плюс» среди займов населению.
Заработать на росте спешат не только банки, но и небанковские учреждения. Населению остается только приветствовать рост конкуренции, ведь уже в нынешнем году это приведет не только к возвращению к докризисным объемам, но и к докризисным условиям кредитования. Издание выделило пять особенностей посткризисного рынка потребительского кредитования.
«До Нового года спрос был слабеньким, продукт не шел. И только за январь-февраль 2011-го наш кредитный портфель вырос в 8,5 раза», — рассказывает учредитель финансовой компании «Центр факторинговых услуг» (займы населению под ТМ «Разумный кредит») Павел Ружицкий. После кризиса г-н Ружицкий ушел с рынка управления активами и начал свой бизнес на попроще проблемных займов, а с 2010 года и потребительского кредитования. Почему «потребы»? Ответ прост: небольшие суммы в одни руки и высокая рентабельность данного бизнеса притягивают на этот рынок все больше игроков. Стратегия компании на нынешний год предполагает привлечение стратегического инвестора, а в 2012-м — выход на Варшавскую фондовую биржу. Подобные амбициозные планы заставили активизироваться многие компании. Небольшие займы можно получить в ломбардах, кредитных союзах, финансовых компаниях и, конечно же, банках. Последние, кстати, имея избыточную ликвидность, делают особую ставку на сегмент небольших потребительских займов, создавая для этого даже специальные компании.
Между тем, если в этом году динамика потребительского кредитования превысит докризисные показатели, а конкуренция на рынке будет расти, многие банкиры могут пересмотреть свою позицию. Тем более что этому способствует и украинское законодательство.
Кризис заставил Нацбанк усилить регулирование своих подопечных, повысив требования к формированию резервов, прямо влияющих как на их капитал, так и на финансовые результаты. Организация потребкредитования через финансовые компании избавляет банки от необходимости формировать резервы под эти кредиты и обосабливает бизнесы самой компании и банка. Для финансовых компаний резервирование займов также является обязательным, но требования гораздо слабее, чем у банков. «Учитывая перспективы роста спроса на данный кредитный продукт, крупнейшие иностранные банки стали активно регистрировать дочерние финансовые компании, которые предоставляют профессиональные услуги в сфере кредитования на потребительские цели в точках продаж», — отмечает юрист ЮФ «ILF» Лина Соловей. Именно через финансовую компанию «ПростоФинанс» на украинском рынке еще в 2006 году начала работать французская банковская группа Societe Generale. Небезызвестная и история работы на рынке потребительского кредитования дочерней структуры Надра Банка — компании «Догмат Украина», работавшей под ТМ «Еврокредит». В свое время эти компании занимали достаточно сильные позиции на рынке кредитования, однако с кризисом они несколько ослабли.
В 2006-2007 годах, когда рынок потребительского кредитования развивался наиболее динамично, тема непрозрачности тендеров торговых сетей по выбору банков-партнеров была весьма актуальной. Банкиры сетовали, что собственники сетей требовали большие откаты за возможность работать на их территории. Размер «входного билета» варьировал в пределах 1-10% от объема выданных финучреждениями кредитов. Значение имело и количество отказов в получении кредита заемщикам, что непосредственно влияло на выручки торговых сетей. Банкиры утверждают, что после кризиса вряд ли кто-то из финансистов будет соглашаться на подобные условия, ведь полученные в 2009-2010 годах финучрежениями убытки многому научили и не позволят им вернуться к докризисным стандартам работы. Вместе с тем никто не исключает и нового формата работы связки «банк — торговая сеть». К примеру, сегодня основные требования выставляются к процентной ставке по займам, что имеет решающее значение для конечного покупателя. Не исключено, что до конца года с выходом новых игроков и усилением конкуренции сети будут пересматривать свои правила игры. Виктор Шулик отмечает, что уже сегодня одной из важных тенденций рынка являются попытки основных банков-операторов рынка потребительского кредитования уменьшить свою зависимость от розничных сетей, тем самым больше внимания уделяя диверсификации продуктового ряда (например, предоставлению карточных кредитов).
Положительную динамику в 2010 году продемонстрировали лишь займы сроком до одного года — плюс 3,9 млрд. грн. (или 20,4%)
По данным компании «Простобанк Консалтинг», сегодня существует более восьмидесяти программ, дающих возможность взять товар в кредит сроком до одного года. В большинстве из них первоначальный взнос варьируется в пределах 10-20%. Предложений с нулевым первым взносом практически нет. Однако есть много кредитных предложений с нулевыми процентными ставками или близкими к тому (например — 0,0001%). По мнению банкиров, кризис не изменил психологию потребителей. Последние все еще «покупаются» на бесплатность и нулевые проценты, часто забывая о том, что цена кредита в большинстве случаев закладывается в комиссиях. Так, разовые комиссии банков сегодня находятся в пределах 0-15% от суммы кредита. Некоторые финучреждения вместо разовой взимают ежемесячные комиссии, доходящие в некоторых случаях до 4% в месяц. Однако если подбить суммарную стоимость подобных займов, то эффективная ставка по ним нередко достигает 100%. Бывает и такое, что стоимость самого кредита действительно близка к нулю, тогда стоит обратить внимание на цену приобретаемого товара, которая порой увеличена на ту самую переплату за кредит.
По информации ПриватБанка, предпочтения потребителя в 2010 году в разрезе популярности товаров в кредит особых изменений в процентном соотношении не претерпели. В целом чаще всего в кредит покупают компьютерную технику и холодильники (26,2% от общего числа покупок), далее идут телевизоры (11,1%), замыкают пятерку популярных товаров в кредит стиральные машины (8,1%) и мобильные телефоны (7,0%).
Каждый банк делает ставку не на оригинальность кредитного продукта, а на особенности его продажи, предоставление дополнительного сервиса для клиентов и максимум индивидуального подхода. Удовлетворить клиентов финучреждения желают настолько, чтобы высокий сервис нивелировал стоимость финансовых услуг.
Всем привет
Я частный бизнесмен. Я занимаюсь инвестициями, я здесь ищу прибыльный бизнес для партнерских инвестиций, у меня есть хороший капитал для инвестиций. Заинтересованные физические или юридические лица должны связаться со мной с бизнес-планом или проектом.
Я также предлагаю частные коммерческие и личные займы с очень низкой годовой процентной ставкой 2% с годовым сроком погашения в любую часть мира. Максимальная сумма финансирования составляет 100 миллионов долларов США.