Страховщики привлекают все больше премий по агрострахованию, хотя размер застрахованных площадей и количество договоров снижаются. Участники рынка надеются на помощь государства, но признают, что для развития добровольного страхования нужны частные инвестиции.
В 2016-м андеррайтинговом году объем премий по агрострахованию вырос до 156 млн грн, тогда как годом ранее он составлял 77,7 млн грн. Об этом говорится в отчете IFC. «Мы можем назвать 2016-й годом восстановления роста рынка в денежном выражении: объем собранных страховых премий в гривне сравнялся с уровнем 2008 года, объем
премий в долларах удвоился по сравнению с предыдущим годом – до $6 млн», – сообщила ведущий эксперт проекта Виктория Якубович.
При этом снизились как застрахованные площади (с 689 тыс. до 675 тыс. га), так и количество договоров (с 1062 до 787). Рост премий вызван повышением стоимости страхования на 0,7 п. п. до 2,7% в среднем (4,2% по страхованию на зиму, 2,4% – на весну-лето). По страховым случаям выплачено около 10 млн грн. Но поскольку в период исследования было много заявленных, но еще неоплаченных убытков, финальная сумма выплат за этот андеррайтинговый год будет выше. Но в IFC смогли увидеть снижение уровня убыточности. «Факторы, которые могут это объяснить: условия перезимовки 2015-2016 годов были лучше, чем в 2014-2015-х, кроме того страховые компании лучше оценивают риски при принятии на страхование», – считает Виктория Якубович.
Поделили на троих
Рынок агрострахования является концентрированным. Лидеры по объему привлеченных премий – «Аска» (31,2%), «Универсальная» (21,2%) и «PZU Украина» (20%), которые занимают три четверти рынка. По доле застрахованных площадей лидерами остаются «ИНГО Украина», «Аска» и «Универсальная», по договорам – «ИНГО Украина», «PZU Украина» и «Универсальная».
Чаще всего аграрии страхуют пшеницу (59,8% договоров), реже – подсолнечник (12,2%) и озимый рапс (8,5%). «Среди страховых продуктов на рынке доминируют договоры страхования от полной гибели – на зимний период и договоры страхования от поименованных рисков – на весенне-летний период. Вторым по распространению на весну-лето типом страхового договора является договор мультирискового страхования урожая или посевов», – рассказывает Виктория Якубович.
Инициатива аграриев слабая, очень часто фермеры идут за страховкой, если работают с государственным сектором. На долю страховых договоров, заключенных в рамках госпрограмм с Аграрным фондом и Государственной продовольственно-зерновой корпорацией (ГПЗКУ), приходится 32,9% договоров и 44,7% полученных страховых премий. «Доля договоров Аграрного фонда и ГПЗКУ в аграрном портфеле страховых компаний остается значительной. Однако наблюдается приближение параметров страхования по договорам Аграрного фонда и ГПЗКУ к параметрам страхования по независимым договорам, что является признаком постепенного формирования реальных рыночных условий страхования», – считает Виктория Якубович.
Мнимый рост
Участники рынка не считают нынешние показатели индикатором роста рынка. «Этот рынок по-прежнему довольно узкий. На протяжении многих лет страхуются одни и те же клиенты», – говорит менеджер управления страхования имущественных рисков СК «PZU Украина» Александр Муха. «Причин роста премий по агрострахованию несколько: инфляция, рост стоимости сельхозпродукции и повышение показателей урожайности, что влечет за собой рост страховых сумм», – говорит начальник управления андеррайтинга СК «АХА Страхование» Виктор Андрийчук.
Заместитель генерального директора Украинской федерации страхования Вячеслав Перепелица считает, что залогом развития агрострахования будет возобновление субсидирования со стороны государства. «Агрострахование – это недешевый вид страхования для самих страховых компаний. Чтобы он развивался, нужны инвестиции. Мы, например, планируем инвестировать средства в просветительскую деятельность. Сейчас у нас шесть источников клиентов: госпрограммы (Аграрный фонд и ГПЗКУ), страхование банковских залогов, добровольное страхование, брокерские продажи, а также партнерские программы с производителями семян и средств защиты растений, страхование форвардных закупок с частным сектором», – перечисляет Александр Муха.
«Нужно стимулировать банки брать в залог будущий урожай, а также более активно работать с малым и средним бизнесом. Для себя мы решили идти в бизнес с посевными площадями от 500 га. Мы готовы инвестировать в развитие этого направления. Еще один перспективный канал – партнерский. В этом случае производители берут на себя функции государства», – считает Виктор Андрийчук.