Иностранные инвестиции в Украину – не более чем миф. На протяжении многих лет львиная доля ПИИ приходилась на российские деньги и реинвестируемый украинский капитал, которые заходили к нам через офшоры. Это означает лишь одно: проблемы в стране были всегда и окончание войны не подтолкнет нерезидентов вкладывать сюда деньги. Как привлечь в Украину реальные иностранные инвестиции, в своей статье написал Ростислав Аверчук, приглашенный редактор VoxUkraine.
Военный конфликт с Россией и углубленный им политический и экономический кризис в стране привели к резкому падению инвестиций.
Новые ПИИ в Украину рухнули почти в 10 раз — с $4,5 млрд в 2013 году до $410 млн в 2014-м.
Такое падение было в основном вызвано резким уменьшением вложений украинских и российских предпринимателей, ранее проводивших свои капиталы через офшоры.
Несмотря на рост в 2015 году ($2,96 млрд) и за 6 месяцев 2016 года ($2,13 млрд), ПИИ все еще не достигли уровня 2013-го, и тем более 2012 года. К тому же, даже этот скромный рост в значительной мере был вызван докапитализацией банков с иностранным капиталом, а инвестиции с нуля остаются на очень невысоком уровне.
Война инвестициям не помеха?
Вооруженный конфликт с Россией, вероятно, будет и дальше влиять на инвестиционные потоки в Украину. С одной стороны, конфликт локализован к небольшой части Украины и его интенсивность несколько снизилась по сравнению с 2014-2015 годами. Однако поскольку в качестве оппонента Украины выступает Россия, а вооруженные действия не прекращаются, развитие событий сложно предугадать. Политический риск инвестирования в Украину все еще очень высок.
Благодаря широкому освещению конфликта международными СМИ в значительной мере вся страна ассоциируется с конфликтом на Востоке. Разграничение между разными регионами не проводится. Вопрос также в том, может ли Украина в сложных экономических условиях предложить достаточно высокую доходность проектов для покрытия связанного со страной риска.
Но некоторые иностранные компании не побоялись военных действий. Например, французская Biocodex инвестирует в фармацевтический рынок, спрос на котором менее волатильный. Американская Cargill и китайская Cofco инвестируют в логистику сельского хозяйства. Французская Nexans и японская Fujikura начали промышленное производство во Львовской области, используя такие преимущества Украины, как образованная и дешевая рабочая сила и близость к европейским рынкам. Успех этих инвестиций может стать сигналом для других потенциальных инвесторов.
Инвесторы обращают внимание на многие факторы. Согласно опросу MIGA, руководителей мультинациональных корпораций в странах с конфликтами больше беспокоят непредсказуемые и бессистемные изменения государственной политики по отношению к их инвестициям, чем вопросы безопасности. 62% опрошенных определили «регуляторные изменения» как основной политический риск, тогда как лишь 15% и 4% ответили, что война и терроризм являются основными угрозами для их инвестиций.
В развивающихся странах больше всего инвесторов пострадало именно от вмешательства правительства — регуляторных изменений, невыполнения контрактов, ограничений на трансфер и конвертацию прибыли и активов или нарушения суверенных гарантий, — а не вследствие военных действий.
Согласно опросу компании Dragon Capital, военный конфликт с Россией является для потенциальных инвесторов меньшим препятствием, чем широкомасштабная коррупция и отсутствие доверия к судебной системе. Непредсказуемый валютный курс и нестабильная финансовая система практически столь же важны. Возможно, этот опрос преуменьшает влияние войны, поскольку опрошенные инвесторы уже интересуются Украиной, несмотря на вооруженный конфликт. Но главное, что он показывает важность других факторов.
Основные проблемы, мешающие привлечению реальных иностранных инвестиций, существовали и до войны. Необходимость их решения сохраняется.
Некоторые улучшения бизнес-среды — упрощение ряда процедур при регистрации и ведении бизнеса, отмена устаревших регулятивных норм, начало работы системы ProZorro — являются лишь первыми шагами. На фоне конфликта с Россией и умеренно пессимистических прогнозов относительно глобальных инвестиционных потоков в 2017 и 2018 годах, необходимо решать долгосрочные проблемы. Иначе значительного роста реальных прямых иностранных инвестиций в Украину ждать не стоит.
«Липовые» нерезиденты
В структуре иностранных инвесторов в Украину как до войны, так и сейчас, преобладают компании, зарегистрированные на Кипре.
Объем ПИИ в акционерный капитал в Украине по странам происхождения, $ млн
Источник: Государственная служба статистики Украины
Большинство инвестиций из офшоров в Украину — это украинский или российский капитал, владельцы которого используют компании на Кипре и в других странах для оптимизации налогообложения и получения специфического правового статуса. Согласно исследованию, упомянутому в Обзоре инвестиционной политики от OECD, реальный объем российского капитала в Украине в конце 2014 года был по крайней мере втрое выше официальных данных (около $9,9 млрд, а не $2,7 млрд).
Немалыми, на первый взгляд, являются инвестиции из таких стран, как Германия и Нидерланды. Однако величина и отсутствие роста инвестиций из Германии объясняется тем, что именно через немецкую компанию транснациональная ArcelorMittal контролирует бывшую Криворожсталь.
Нидерланды благодаря благоприятным налоговым и другим условиям также действуют как офшор и лишь формально являются одним из крупнейших источников инвестиций в мире. Например, $1,8 млрд инвестиций в телекоммуникационный сектор Украины объясняется тем, что мобильным оператором Киевстар владеет зарегистрированная в Нидерландах VimpelCom. Основной акционер VimpelCom (через посредников) — российская Альфа-групп.
Рост инвестиций из Швейцарии — это также преимущественно украинский и российский капитал. Например, среди совладельцев швейцарской компании Risoil, в 2014-2016 годах вложившей около $70 млн в строительство зернового терминала в Ильичевском порту, есть бизнесмены из Украины.
Изменения инвестиций из других стран во многом вызваны вложениями в банковский сектор. Например, докапитализация банков с иностранным капиталом привела к росту инвестиций из Австрии (Райффайзен банк Аваль и Unicredit) и Венгрии (OTP).