ДМС: какие сложности возникают в работе с частными клиниками
17.12.15
“И клиент должен быть доволен, и портфель ДМС не должен приносить убытки”, — уверяет Юрий Гришан, генеральный директор СО “Ильичевское”.
— Оцените текущее состояние рынка добровольного медицинского страхования (ДМС).
— Есть известные всем показатели, позволяющие определить, при каком уровне выплат можно считать, что бизнес компании по продаже ДМС нерентабелен. Ориентировочно он составляет 72-75%. Дальше все зависит от того, на какие комиссионные соглашается страховая компания.
что по такому затратному виду страхования, как ДМС, страховщики не обеспечивают посредникам завышенные комиссионные. Только безумцы платят больше 20%. Компании, давно работающие на этом рынке, понимают, что и клиент должен быть доволен, и разрастающийся портфель ДМС не должен приносить убытки, иначе они очень быстро накапливаются.
По итогам анализа деятельности Топ-20 СК на рынке ДМС за 2014 г. было видно, что 12 компаний выбрали для себя философию нерентабельной продажи ДМС, восемь продавали полисы ДМС с прибылью. Из этих 12 страховщиков десять имели завышенный коэффициент Combined ratio — на уровне 110%. Из рентабельных только у двух компаний был завышенный затратный коэффициент.
По итогам января — сентября текущего года из Топ-20 участников рынка только у двух СК бизнес в сфере ДМС нерентабельный. Топ-менеджеры и акционеры 18 компаний сделали необходимые выводы и приняли дополнительные меры по администрированию портфеля, серьезно поработали как со своими клиентами, так и с клиниками-партнерами, аптеками.
— Рынок продолжает расти. Почему?
— Рынок добровольного медицинского страхования — единственный, который растет несмотря на кризис. Тарифы в ДМС повышаются, так как дорожают медикаменты и медицинские услуги. Мы постоянно анализируем базовую потребительскую корзину на основании данных аптек, с которыми работаем.
— Что мешает рынку развиваться?
— Нам никто не помогает. Государство устранилось. Не стоит надеяться на чиновников и в деле внедрения обязательного медицинского страхования (далее — ОМС. — Ред.). Мероприятия по запуску ОМС займут два-три года. Этот год, с точки зрения внедрения ОМС, провальный. Нет механизмов мотивации медперсонала, построения нормальной системы страховой медицины.
В сегменте государственных медучреждений вообще отсутствуют какие-либо предпосылки для развития. У них даже нет законодательных условий для ведения такой деятельности. Медицинское госучреждение не может официально выставить цену своих услуг, так как, по закону, у нас медицина — бесплатная.
Те ухищрения, на которые идут страховщики, чтобы работать с государственными клиниками, — это деятельность не благодаря, а вопреки сложившимся условиям. Если говорить о частных клиниках, то тут тоже не все хорошо. Невозможно создать нормальную конкуренцию, клиник не так много.
— Какие сложности возникают в работе с частными медицинскими учреждениями?
— У них разная ценовая политика. Стоимость одного и того же набора процедур и услуг может в разы различаться у клиник разного уровня. Причем вести с ними переговоры о том, насколько обоснован перечень предложенных застрахованному пациенту обследований и процедур, практически невозможно.
В стране отсутствуют утвержденные на государственном уровне стандарты и протоколы оказания медицинской помощи. Доказать, что врач неправ, очень сложно. Каждый страховщик сталкивается с такими фактами. Причем некоторые клиники упорно не считают СК своими клиентами, хотя мы обеспечиваем им работу и платежи на миллионы гривень. Для них важны только их интересы.
Получается, кому-то выгодно, чтобы люди оставались в неведении о том, в каком медучреждении их могут эффективно вылечить. И в этой ситуации появляется страховщик, которому еще нужно и свои проблемы решать. С некоторыми клиниками мы категорически перестали работать, и клиенты к этому нормально отнеслись. Нельзя идти полностью на поводу у клиник.