Елена Машаро: «В страховании невозможно бороться с демпингом без принятия стандартизированных условий»
12.03.10
Заместитель Генерального директора ЗАО «УАСК АСКА» Елена
Машаро прокомментировала проблему существования демпинга на страховом рынке
Украины, и связанные с этим угрозы
В последнее время все чаще приходится слышать об угрозах, которые связаны с
демпингом на страховом рынке и непродуманной ценовой политикой на отдельных
сегментах рынка. Не секрет, что неграмотное и непродуманное
ценообразование, а также желание захватить рынок любой ценой, приводит к
отсутствию реальных активов, обеспечивающих
обязательства страховщика, что
вызывает затягивание страховых выплат, необоснованные отказы в выплатах, и, как
следствие – снижение доверия страхователей не только к «провинившимся» брендам,
но и к страховому рынку в целом.
Известно, что цена страхования определяется двумя основными
факторами: качеством страхового продукта, то есть, условиями
страхования, и характеристиками объекта страхования. Если на страховом рынке нет
стандартных условий страхования, то даже для массовых продуктов каждая компания
по-своему определяет набор страховых рисков, их формулировки и исключения,
перечень компенсируемых последствий, порядок расчета страхового возмещения,
основания для отказа в страховой выплате, сроки проведения страховых выплат и
т.д. Это означает, что практически невозможно сравнивать тарифы разных компаний
без глубокого анализа условий страхования в каждой их них.
Каким же образом массовому потребителю, регулятору,
страховому сообществу и всем другим участникам рынка различить демпинг и
«особенности» условий страхования?
Для того, чтобы это было несложно сделать, необходимо:
выработать стандартные, наиболее полно удовлетворяющие объективным
потребностям клиента условия страхования по наиболее массовым направлениям;
определить среднюю (базовую) цену таких продуктов для рациональных значений
франшиз;
установить приемлемый диапазон возможных корректировок базовой цены в
зависимости от характеристик и особенностей конкретного застрахованного объекта;
сделать выработанные стандарты доступными для изучения страхователями;
утвердить порядок, предусматривающий обязанность страховщика указывать в
договоре страхования отличия условий заключенного договора от принятого
стандарта.
Если бы действовал такой порядок, то при заключении договора страхования страховщику оставалось бы только
учитывать индивидуальные особенности конкретного объекта страхования и
акцентировать внимание клиента на отклонениях условий его договора страхования
от стандартного. Такой подход позволил бы легко сравнивать страховые тарифы и
условия страхования, содержащиеся в договорах разных компаний, сопоставляя их с
одним и тем же стандартом.
Разработка и поддержание актуальных, признаваемых профессиональными
участниками рынка стандартов - это большая и кропотливая работа.
Стандартизация условий страхования должна, по моему убеждению, проводиться в
рамках объединений страховщиков. Это будет способствовать движению в направлении
реального саморегулирования на страховом рынке, усилит позицию и авторитет
страховщиков при переговорах с банками, автосалонами и другими партнерами при
согласовании условий страхования, будет препятствовать необоснованному снижению
страховых тарифов.
Стоит отметить, что по такому пути прошло развитие практически всех
развитых страховых рынков – Великобритании, Франции, Германии, США. Вряд ли мы
нам удастся этого избежать или мы придумаем что-то другое, более
эффективное.
В то же время, без принятия стандартов страховых услуг выявлять демпинг и
бороться с ним практически невозможно.
актуарий 12.03.10
могу добавить Не секрет что основная стратегия иностранцев на рынке Украины - с помощью убытков захватить долю рынка. Примеры - достаточно посмотреть на нераспределенную прыбыль компаний из ТОП 20. Поэтому стандартизация это только часть решения проблемы. Необходимо вводить надзор на месяц-три за компаниями которые работают в убыток. И заставлять их работать в прибыль. А так когда наш экспорт демпингует то тут же антидемпенговые расследования и ограничения вводятся, а когда у нас на внутреннем рынке тотальный демпиинг иностранцев и рушаться отечественные компании которые погнались за лидерством то Держфинпослуг молчит. Тогда конкуренция на рынке будет в основном в сфере качества услуги. От этого выиграют все и участники рынка и клиенты и государство. И конечно необходимо переходить на ежедневный контроль резервов страховых компаний а не раз в квартал.