Страховщики смогли половину дохода получить от клиентов-физлиц и намерены увеличить сборы с помощью введения новых видов обязательного страхования
Золотая середина
Ставка крупных страховых компаний (СК) на развитие розничных продаж и обслуживание физлиц, похоже, начала приносить результаты. В частности, итоги I квартала 2008 г. подтверждают, что объем премий, получаемых страховщиками по договорам страхования частных клиентов, стремительно растет.
По данным Госфинуслуг, за январь — март текущего года СК собрали 5,36 млрд. грн. валовых страховых премий, что на
52,9% превышает показатель аналогичного периода минувшего года. При этом чистые страховые премии (без учета премий, получаемых по внутреннему перестрахованию) на 1 апреля 2008 г. составили 3,715 млрд. грн., что на 51,1% больше, чем за аналогичный период минувшего года.
Примечательно, что за I квартал текущего года страховщики заключили с физлицами более 4,79 млн договоров страхования, улучшив свой результат на 54,5%.
На первый взгляд может показаться, что удельный вес сегмента страхования физлиц пока не превысил подобного показателя сегмента страхования корпоративных клиентов. Тем не менее, необходимо оценить долю премий, получаемых страховщикам от физлиц, в объеме премий, получаемых от страхователей в целом.
Согласно данным Госфинуслуг, в общем объеме собранных за I квартал 2008 г. валовых премий 1,645 млрд грн. (30,7%) пришлись на внутреннее перестрахование, а остальное — 3,657 млрд. грн. (68,2%) — на премии от клиентов. Причем в структуре полученных непосредственно от страхователей средств платежи физлиц составили почти половину — 45,8% (1,674 млрд. грн.).
Уже писали о конфликте, который разгорелся между банками и СК в сфере страхования банковских заемщиков. Ни для кого не секрет, что большинство автомобилей, застрахованных по программам КАСКО, застрахованы именно как залоговое имущество в рамках программ автокредитования. Аналогичная ситуация наблюдается и на рынке страхования частной недвижимости, где львиную долю страхователей составляют физлица, получившие ипотечные кредиты.
Сейчас почти в каждом банке аккредитованы по 10-15 страховщиков. Несмотря на это, представители СК отмечают, что компании в борьбе за клиента нередко предлагают неоправданно заниженные страховые тарифы, что приводит к снижению качества предоставляемых страховых услуг. В то же время нередки случаи, когда банки обязывают клиентов страховаться в конкретных аффилированных структурах.
Вместе с тем увеличение количества частных клиентов не лучшим образом сказывается на “расходной” части страхового бизнеса. По итогам трех месяцев 2008 г. валовые страховые выплаты по договорам страхования и перестрахования составили 1,543 млрд. грн. Из них “физикам” было выплачено 718,1 млн. грн. (46,5%). По сравнению с I кварталом 2007 г. валовые страховые выплаты увеличились на 769,1 млн. грн. (на 99,4%). При этом выплаты физлицам выросли на 416,5 млн. грн. (на 138,1%). Прирост объема выплат приводит к повышению уровня страховых выплат (соотношение выплат и премий).
В частности, на 1 апреля текущего года уровень валовых выплат составлял около 30%, чистых — около 40%. При этом уровень выплат по договорам с физлицами достиг 42,9%, что уже вполне сопоставимо с показателями западных страховых рынков. По итогам января — апреля наиболее высокий уровень выплат наблюдался в добровольных видах имущественного (32,1%) и обязательного государственного (94,7%) страхования. Напомним, что Бизнес ранее прогнозировал существенный рост выплат в связи с увеличением объемов розничного страхования.
По его словам, доля страхования физлиц в общем объеме страховых премий еще не достигла максимума. Такой вывод напрашивается в связи с тем, что, к примеру, на западных страховых рынках объем средств, привлекаемых страховщиками от физлиц, превышает объем премий по договорам страхования с корпоративными клиентами.
Данная инициатива аргументирована тем, что государство, якобы не создав условий для аккумуляции необходимых средств в финучреждениях, оставляет себя один на один с финансовыми проблемами, возникающими в случае стихийных бедствий. По данным Лиги, в 2007 г. в мире произошли 142 природные и 193 техногенные катастрофы, убытки от которых составили более $70 млрд. При этом страховщики утверждают, что большую часть убытков от произошедших в мире стихийных бедствий компенсировали именно страховые компании.
Впрочем, введение очередного вида обязательного страхования может остаться всего лишь несбыточным проектом страхового рынка. Государство вряд ли захочет предпринимать непопулярные меры. Вспомним хотя бы, с какими сложностями в стране было введено обязательное страхование гражданской ответственности автовладельцев.
В целом же страховщики уверены, что тенденция к росту объемов страхования физлиц сохранится. При этом эксперты отмечают, что даже если показатели банковского страхования снизятся в связи с последствиями ипотечного кризиса в США и дефицитом финансовых ресурсов у отечественных банков, к началу следующего года динамика страховых сборов останется положительной. Расчет делается на то, что люди, оценившие выгоды страхования в рамках договора кредитования, будут продолжать страховать свое имущество на добровольных началах.