Физлица нашли способ сохранить деньги с помощью страхования жизни
08.04.14
На рынке страхования жизни растут продажи полисов стоимостью свыше 500 тыс. грн. «За первый квартал еще нет сводной статистики, но многие страховщики сообщают об увеличении случаев единоразового внесения премий по договорам накопительного страхования жизни в размере от 0,5 до 3 млн грн», — сообщил заместитель председателя совета Лиги страховых организаций Украины (ЛСОУ) Александр Залетов.
По его словам, договоры накопительного страхования жизни заключаются, как правило, на 10 лет, но страховая премия за весь период
вносится единоразово, поэтому ее размер и превышает среднестатистическую. «Средняя страховая сумма в Украине не превышает 100 тыс. грн», — говорит директор операционного управления страховой компании «PZU Украина страхование жизни» Марина Наумова.
Информацию о росте числа дорогих страховок накопительного страхования жизни подтверждают участники рынка. «Я тоже слышал об увеличении продаж полисов накопительного страхования жизни на крупные суммы», — говорит предправления страховой компании «Юпитер VIG» Руслан Васютин. По его мнению, количество таких полисов составляет не более тысячи за месяц.
Боязнь люстрации
Страховщики называют две причины увеличения спроса на дорогие полисы накопительного страхования жизни. Первая — политическая. «Люди, которые занимали ответственные должности при экс-президенте, боятся замораживания счетов в банках новой властью, поэтому и переводят деньги в полисы накопительного страхования жизни», — объясняет Александр Залетов. Дело в том, что по закону «заморозить» договор накопительного страхования жизни, в отличие от депозита, нельзя ни на Западе, ни в Украине. «Договорные отношения между клиентом и страховой компанией государство не может отменить», — заключает Залетов. Однако, по мнению страховщиков, такие договоры могут оказаться невыгодны самим компаниям. «Здесь выигрывает страховой агент, заключивший с клиентом такой договор, но проигрывают акционеры страховой компании», — рассказывает на условиях анонимности руководитель крупной лайфовой компании. Смысл этой схемы заключается в следующем. Клиент покупает полис накопительного страхования жизни на большую сумму. Страховой агент получает комиссионное вознаграждение, которое в лайфовых компаниях составляет до 80‑100 % от суммы премии в первый год заключения договора. А через 2‑3 года, когда выкупная сумма достигнет 100 %, клиент может забрать премию досрочно. Таким образом клиент защищает свои средства, а вот страховая компания не может заработать либо перекрыть свои агентские расходы за счет инвестирования этих средств в течение 10 лет.
Страшный процент
Вторая причина, повлиявшая на рост продаж договоров накопительного страхования жизни, по словам страховщиков, экономическая. «Финансовые консультанты убеждают многих состоятельных украинцев, что полис накопительного страхования жизни — подходящий вариант сохранения средств, так как на рынке страхования жизни практически не случается банкротств», — утверждает Руслан Васютин. В прошлом году украинские лайфовые страховщики показали дополнительный инвестдоход на уровне 21‑22 % в гривне — это соразмерно с доходностью банковских депозитов. К тому же страховые компании защищают от риска внезапной смерти и обещают привлекательные выплаты в конце срока накопительного страхования. «Например, даже при инвестдоходе в 4 % и сроке действия договора 10 лет клиент, который внес 0,5 млн грн премии, может рассчитывать на страховую сумму 5,66 млн грн», — говорит генеральный директор «Инго Украина Жизнь» Татьяна Рыжова.
Страховщики считают, что рост спроса на дорогие страховки не повлияет на объем рынка страхования жизни, ведь одновременно снижаются продажи в сегменте недорогих полисов. Если по итогам 2013‑го премии по страхованию жизни выросли почти на 37 %, то в первом квартале этого года суммарные объемы упали примерно на треть. «По нашим предположениям, объем рынка страхования жизни в I кв. 2014 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года может снизиться приблизительно на 30 %», — отмечает Марина Наумова. Падение продаж ощутят первыми лидеры рынка банкострахования, так как в марте банки практически прекратили кредитование заемщиков.