Галина Третьякова: «СК нужно понимать, если возникнет необходимость — мы будем вводить временные администрации»
06.10.09
Директор департамента временного администрирования финансово-кредитных учреждений Госфинуслуг Галина Третьякова рассказала в интервью, почему регулятор не вводит администраторов в страховые компании.
У некоторых из них в октябре закончится действие сертификатов, поэтому они хотя и находятся в реестре, но действующими временными администраторами их назвать нельзя.
Не уверена. Дело в том, что введение временного администратора предусматривает отстранение руководства компании от управления. А это значит, что мы должны заявить: руководство не справляется! Но у Комиссии очень мало юридических оснований для того, чтобы сделать такое заявление. Людям, которые доводят страховые компании до дефолта, мы даже не можем запретить создавать нового страховщика!
Мы сделали запрос в Минюст и получили ответ, что сегодня нет необходимости вносить изменения в законодательство, потому что законом о финансовых услугах оговорено: распоряжение о введении временной администрации является исполнительным документом. То есть мы вводим временные администрации легитимно. А что касается судебных исков от страховщиков, то они и так всегда оспаривают решения регулятора. Нужно понимать, что оспаривать они могут, но если возникнет необходимость — мы будем вводить временные администрации.
Основная причина — это «красивые» балансы страховщиков. Отчетность страховых компаний не дает экономистам Госфинуслуг возможности понять, насколько реально платежеспособен тот или иной страховщик. Если ее не проверять, то нередко получается, что у проблемного страховщика «на бумаге» все очень хорошо. Рынок и Комиссия на протяжении многих лет друг друга обманывали. Теперь же нужно менять всю систему отчетности. Мы уже создали методику реальной оценки активов страховых компаний, но ее применение — очень длительная процедура, которая только по одному страховщику длится больше месяца. А компаний на рынке около 500. Поэтому чтобы решить, какие меры применять к тем страховщикам, которых передают в наш департамент, нужно время, чтобы оценить реальное состояние дел в этих компаниях.
Тем не менее многие эксперты заявляют, что Комиссия не принимает решения о введении временных администраторов под давлением акционеров страховых компаний. Собственникам выгоднее ликвидировать проблемного страховщика, потому что это дает возможность вывести из него все активы, избежав ответственности перед клиентами и государством. И такие прецеденты уже есть.
Комиссия понимает всю сложность инструмента временного администрирования, и мы пользуемся им только в том случае, когда видим, что другие методы воздействия не помогают. Мы работаем как экономисты, а не как чье-то лобби. Регулятор не является политическим органом. Наоборот, все законодательство выстроено таким образом, чтобы регулятор был независим от политических явлений. Мы подошли к эпохе системных реформ в этой сфере. И надеяться на то, что кто-то войдет в компанию и все сразу поменяется, не нужно. Нужно постепенно менять систему: законодательство в сфере страхования, подход к оценке активов, работе аудиторов и бухгалтеров страховых компаний; нужно готовить актуариев. Для этого требуется время.