Государство должно увидеть в страховщиках партнера
27.12.10
Страховой рынок сделал ряд шагов по саморегулированию. О том, что ожидает рынок в ближайшее время, рассказал президент Украинской федерации страхования (УФС) Александр Завада.
страхования в общем объеме страхования уже приблизилась к 70%. Следовательно, проблема раздела рынка на схемную и классическую части постепенно сводится к нулю. А в следующем году, по нашим оценкам, схемная часть вообще окажется в пределах погрешности экспертных оценок.
— Предусмотренный Налоговым кодексом переход страховщиков на общую систему налогообложения. Хотя для него и установлен переходный период в один год, но изменения, вводимые уже с 2011 года, сводят к нолю оптимизационные схемы с участием страховщиков.
То есть в следующем году страховые компании (СК) будут платить по-прежнему налог по ставке 3% от собранных премий, а уже с 1 апреля 2011 года — без вычета перестрахования. В результате, по нашим оценкам, классический рынок уплатит налогов на 10—15% больше, но оптимизаторам, отдающим в перестрахование до 99% премий, придется или платить налоги в 100 раз большие, или уйти.
Масштабы других схем с участием СК значительно сократятся благодаря проведению реформы в сфере надзора и внесению изменений в законодательство о страховании.
— Проблема в том, что среди классических страховщиков есть те, кто только формально считается СК, поскольку они не формируют надлежащих резервов, не думают о будущем. И есть СК, желающие работать длительное время, гарантировать выполнение своих обязательств перед страхователями и развивать этот рынок.
То есть сегодня существует внутренний конфликт на рынке классического страхования. Суть его заключается в том, как быстро мы должны двигаться к европейским стандартам и должны ли мы вообще к ним двигаться и что-либо менять. Значительное количество компаний вообще не желает реальных изменений.
— Такая вероятность существует. Поэтому и возникает вопрос, целесообразно ли сегодня писать закон на далекую перспективу, зная, что в его отношении будет невероятное противодействие.
— Нет, Закон «О страховании» нужно менять. Но изменения должны быть эволюционными.
В Евросоюзе на внедрение и адаптацию Solvency І было предусмотрено десять лет. Аналогичная ситуация и с внедрением Solvency II. У нас же есть разные точки зрения по этому вопросу.
Кто-то предлагает сразу писать закон, в котором установлены требования к капиталу на основе системы управления рисками. Но если система управления рисками не создана, прозрачность рынка на нулевом уровне, нет качественной статистики, достоверной отчетности, методологических подходов, на основании чего мы будем оценивать эти риски и строить формулы?
Не стоит проводить изменения ради изменений. УФС предлагает осуществлять поэтапный переход к евростандартам, который предусматривает изменение Закона «О страховании» в три этапа.
На первом этапе — принять изменения в закон относительно оздоровления рынка, повышения его платежеспособности, прозрачности и качества государственного регулирования. Также на этом этапе решить проблему с допуском компаний на рынок.
Это не означает, что нужно остановить регистрацию новых страховых компаний. УФС считает целесообразным внедрять цивилизованные процедуры. Если страховщик намерен заниматься определенным видом страхования, то должен показать государству, что он на это способен: у него есть бизнес-план, человеческие и финансовые ресурсы, заинтересованные в развитии бизнеса акционеры и состав органов управления, отвечающий квалификационным требованиям.
— Да, но у комиссии нет возможности отказать в регистрации, если представленный бизнес-план нереалистичный. Поэтому мы и предлагаем внести такие изменения, чтобы надзор осуществлялся не формально, а содержательно.
— Второй этап предусматривает принятие новой редакции этого закона, которая внедряет систему пруденционного надзора и приближает нас к Solvency І.
Третий этап — это установление требований к капиталу на основе системы управления рисками, которую предусматривает Solvency ІІ. Требования к капиталу на основе оценки рисков — это формульный подход. Мы должны дождаться его внедрения в Евросоюзе, изучить этот опыт, а потом уже внедрять у нас.
— Примерно десять лет. По заключениям экспертов УФС, первый этап должен быть рассчитан на два года. Собственно, законопроект по оздоровлению рынка нами уже представлен в Госфинуслуг для рассмотрения. Надеемся, в этом вопросе не будет длительной задержки.
Кроме того, руководство УФС представлено в рабочей группе Госфинуслуг по разработке новой редакции Закона «О страховании». Мы надеемся, что она будет подготовлена в течение 2011 года. Для рассмотрения и принятия в парламенте нужно еще полгода. Потом — три года на внедрение.
А в 2015 году уже можно начинать вводить формульный подход к расчету капитала с соответствующим переходным периодом до 2020 года.
— Вы очень узко смотрите на процессы, произошедшие в обязательном страховании ответственности автовладельцев. В этом виде страхования в 2010 году по инициативе Моторного (транспортного) страхового бюро Украины (МТСБУ) произошло изменение правил игры. Введены новые, более жесткие лицензионные требования, согласно которым сейчас происходит перелицензирование СК, утверждено Положение о единой централизованной базе данных, увеличены лимиты ответственности. УФС активно поддерживает эти процессы, поскольку это движение в направлении оздоровления рынка.
— Вряд ли. Кроме проведенных регулятором изменений в нормативную базу, были приняты документы МТСБУ. А именно: изменения в устав и новая редакция Положения о членстве, устанавливающая более жесткий порядок обретения и лишения членства, создается регламентный комитет.
Также бюро ввело процедуру мониторинга и оценки финансового состояния страховщиков — членов МТСБУ, что заблокирует доступ на рынок финансово неустойчивым и неплатежеспособным компаниям. То есть рынок для повышения платежеспособности начал осуществлять саморегулирование. И ожидает, что для регулятора платежеспособность СК станет главным критерием при осуществлении надзора.
— Создан полноценный бизнес-процесс по обеспечению платежеспособности и гарантированию выплат страхового возмещения. И главное — создана возможность выявить недостоверную отчетность СК еще на этапе предоставления ею документов для получения членства в бюро.
Раньше такой процедуры не было, и страховщики получали членство в МТСБУ по формальному признаку — наличию лицензии. Сейчас этот процесс будет содержательным. Комитет по рискам будет анализировать финансовое состояние страховщиков не только при вступлении в члены бюро, но и ежеквартально согласно критериям, утвержденным общим собранием МТСБУ.
Если страховщик попадает в группу финансово неустойчивых компаний, то для него устанавливаются повышающие коэффициенты к взносам в фонды бюро. И в дальнейшем, если компания будет пренебрегать этими требованиями, может быть поставлен вопрос о лишении ее членства в бюро.
Страховщики хотят, чтобы такие прозрачные и понятные бизнес-процессы были внедрены регулятором при осуществлении надзора. Госфинуслуг получила отчетность СК, проанализировала, выявила страховщиков, финансовое состояние которых вызывает тревогу, получила от них объяснения. Если объяснения неудовлетворительны, назначила проверку. Если в рамках проверки были выявлены признаки недостоверной отчетности, назначается дополнительный обязательный аудит. Дальше на основании результатов проверки и аудиторского заключения принимаются решения о мерах воздействия.
— УФС разработана концепция внедрения обязательного медицинского страхования с участием страховщиков. Но сегодня это вопросы не страхового рынка, а стратегических реформ, которые находятся на контроле у президента. Мы считаем, что конкурентная рыночная модель обязательного медицинского страхования с участием СК не только создаст прозрачную систему финансирования здравоохранения, но и будет стимулировать повышение качества медицинских услуг.
УФС предложила механизм создания такой системы. Думаю, вопрос о медицинском страховании будет задачей на 2011 год, равно как и вопрос участия страховщиков во втором уровне пенсионной реформы.
— Да. На протяжении текущего года УФС совместно с Международной финансовой корпорацией, Министерством аграрной политики, участниками рынка и учеными работала над реализацией Концепции развития системы страхования сельскохозяйственной продукции в Украине. Агрострахование — сложный мультирисковый вид страхования, который ни в одной стране мира не развивается без государственной поддержки. Но она возможна, если всем участникам понятны правила игры, создана инфраструктура и система агрострахования. То есть существуют унифицированные требования к страховщикам, сформированы необходимые гарантийные фонды, стандартизированы продукты, тарифы, процедуры урегулирования убытков, построен механизм управления и надзора за деятельностью агропула СК.
Такая система может заработать только на основе соответствующего профильного закона и государственной пятилетней программы, где определены ожидаемые объемы рынка, размеры финансирования программы за счет государственного бюджета и механизм авансирования.
— Сегодняшняя система агрострахования вызывает недоверие со стороны аграриев потому, что страховщик платит 100% страхового платежа, а государство потом может компенсировать его часть, а может не дать компенсацию вообще, как это происходит последние несколько лет.
Мы предлагаем развивать агрострахование через институт государственно-частного партнерства — Агробюро. Это объединение, функции надзора в котором выполняет государство, получает средства из государственного бюджета и распределяет их между страховщиками согласно заключенным ими соответствующим договорам. При этом аграриям нужно будет за страхование платить только свою долю страхового платежа, которая вероятнее всего составит 50%.
— Думаю, да. Вопрос отработан организационно, нормативно и методологически. Соответствующий законопроект разработан, и можно ожидать его согласования от Кабмина. Проведено собрание основателей Агробюро и подготовлены все необходимые для его создания документы. Если власть поддержит этот процесс, то эффективная система агрострахования может быть создана на протяжении следующего года.
Скажу больше: если власть и рынок направят максимум усилий на цивилизованное развитие страхового рынка, то на протяжении ближайших десяти лет доля страхования в ВВП увеличится в разы. По нашим оценкам, до 5% ВВП. А это — инвестиции в отечественную экономику в размере как минимум 80 млрд. грн., из которых 30 млрд. грн. — долгосрочные.