Какое мнение у нас складывается от словосочетания «страховой агент»? В большинстве случаев, мы представляем перед собой настырного дилягу, который стремится продать нам свой «товар» - страховой полис. Как вас удивит то, что большинство страховых агентов в Украине, которые числятся сегодня в СК, работают не только в страховании? Они могут быть успешными комбайнерами, строителями, водителями или менеджерами. Продажа страховых полисов сегодня – это подработка.
Людей, которые действительно работают страховыми агентами и делают свою работу профессионально можно буквально
Как и в любой отрасли оказания услуг – компании важнее всего иметь имидж и свое лицо. А если задуматься, то кто формирует все эти качества успеха компании – рядовые рабочие. Если на стройке – это работяги-строители, то в страховых компаниях это рядовые менеджеры по обслуживанию клиентов или страховые агенты (в зависимости от осуществляемых каналов сбыта в СК). Западный образец страхового обслуживания уже давным-давно пережил стереотип «навязчивого» страховщика, который так и норовит продать полис страхования совершенно незаинтересованному лицу. С грустью мы можем констатировать только одно – украинское страхование еще даже не вошло в эту стадию, что уж говорить об европейских стандартах страхования. Западные компании, руководствуясь массивными маркетинговыми исследованиями, давно пришли к выводу – что гораздо проще вкладывать деньги в воспитание новых и поддержку старых агентов и функционеров СК, чем в текучке кадров недоплачивать определенные средства. В конечном итоге – наработанная база агентов, которая функционирует нормально и является настоящим источником сбыта страховых полисов гораздо лучше неуправляемой толпы новичков, которые еще только постигают азы страхового ремесла. Западные компании во главу угла ставят обучение персонала, введение в команду, и только так она может получать максимальную отдачу от такого работника.
СК, которые сегодня пытаются добиться максимальной отдачи при минимальных капиталовложениях, естественно, не получают планов и продаж ввиду нецелесообразного управления агентской сетью. Грубо говоря – пытаются войти в норматив болида Ferrari на скромной иномарке. По заверению специалистов, которые работали за рубежом и получили бесценный опыт западных компаний – на сегодняшний день сам рынок не готов к «Страховому агенту». Те нормативы, которые ставит государство, просто не позволяют стимулировать работника к работе. Работа страхового агента должна быть единственной у человека, который ее выбрал. Он должен быть профессионалом в своей области и иметь будущее в этой сфере деятельности.
Совершенно другая ситуация обстоит с т.н. лицензированием страхового агента. Предпосылки к лицензированию сформировались на основе желания предоставления стандартизированного и качественного сервиса той или иной компании. Такие вопросы нередко становятся актуальными на различных круглых столах, которые проводят между собой СК и координирующие организации. Обоюдное желание регулятора и участников страхового рынка очевидно. Все настаивают на создании «института страхового агента» как профессионала. Эти намерения более чем эффективны, западная практика показала существенное улучшение качества обслуживания и появления доверия со стороны клиентов. Доверия – которое необходимо как воздух в лайфовом страховании.
Конечно, пока только в планах осуществление таких масштабных проектов, как лицензирование, становление «института» страхового агента и повышения качества обслуживания. Но положительная сторона этого вопроса в том, что компании, которые присутствуют на рынке страховых услуг начинают волей-неволей задумываться о самом главном звене экономического процесса – покупателе услуг.
Мы будем надеяться, что при сопутствующей помощи регулятора – будут законодательно прописаны и введены нормы лицензирования страховой деятельности, что неизбежно приведет к оживлению этой сферы и поставит обслуживание на качественно новый уровень в соответствии со стремлениями украинских СК.