Перспективы M&A на 2010 год в сегменте страхования
28.02.10
Инвесторы ужесточают требования к срокам окупаемости вложенного капитала. Как это отражается на динамике иностранных вливаний и перспективах M&A в сегменте страхования
Инвестор теряет терпение. Ему надоело ждать, когда вложенные инвестиции начнут окупаться. И если такое «инвестиционное нетерпение» стали первыми демонстрировать украинские собственники, то теперь оно явно ощущается и у крупных иностранных игроков.
правления компании «Дженерали Гарант Страхование жизни». Кризис заставил собственников задуматься о более быстрой отдаче капитала, нежели оговаривалось еще три-четыре года назад.
Результаты работы страхового рынка по прошлому году неутешительны. Так, если в относительных величинах за прошлый год рынок упал на 20-25%, то в валютном эквиваленте можно наблюдать падение объема премий практически вдвое. В 2008 году рынок собрал премий на сумму $5 млрд. а по предварительным итогам 2009 года — $2,5 млрд. Выплаты догнали доходы, и даже те компании, которые были близки к прибыльной деятельности, сегодня находятся в серьезных минусах.
Если говорить об инвесторах, то украинский рынок в докризисный период привлекал их прежде всего высокими темпами роста. Подчиняясь «гонке за ростом», многие страховщики пытались нарастить собственную инвестпривлекательность и в итоге выгодно продаться. Те, кому это не удалось, сегодня испытывают серьезные финансовые проблемы, а некоторые уже пребывают в стадии ликвидации. Что уж говорить, инвестора подобное положение дел вряд ли привлекает. Кроме того, умудренные опытом, иностранные собственники прочувствовали на себе особенности ведения бизнеса «по-украински» и в перспективе наверняка проведут работу над ошибками. Связанными, в частности, с чрезмерной лояльностью по отношению к украинскому менеджменту, управлявшему «на авось».
Как вторят друг другу страховщики, сегодня время продавать бизнес, а не покупать его. Как подтверждение - в 2009 году на украинском страховом рынке была закрыта лишь одна сделка по приобретению активов НАСК «Оранта». Другие потенциальные сделки, даже те, которые были объявлены в прессе, не были доведены до закрытия. Аналогичная ситуация и на международных рынках M&A в страховом секторе. По информации Ernst & Young, по результатам 2010 года была зафиксирована самая низкая активность на страховом рынке за последние 10 лет. Впервые с 2003 года она упала ниже 200 сделок за год в международном масштабе.
Еще один «отягощающий фактор», который сдерживает интерес инвестора, – это небольшая емкость рынка. Одни только дорогостоящие процедуры due-diligence, юридического сопровождения сделки и пр., которые сегодня доходят до миллиона долларов по многим компаниям, делают экономически нецелесообразным вливание средств в средний и мелкий страховой бизнес. Именно поэтому речь идет только о компаниях уровня топ-10, имеющих большие обороты.
И все же продажи будут. «Компаний, которые не продались и хотят продаться, достаточно. Думаю, мы еще увидим продажу группы компаний ТАС, «Универсальной» и «АСКА», - убежден Павел Нельга, председатель правления СК «Украинская страховая группа». При этом, считает он, если говорить о компаниях первой десятки, речь будет идти о покупке компаний, а не их портфелей или иных активов. И стоит говорить о приобретении опциона на покупку 100%-ного контроля в течение трех-пяти лет. Скорее всего, этот период времени инвестор захочет скооперироваться с прежними собственниками, и в течение какого-то времени совместно развивать бизнес. Предыдущие собственники, как правило, тоже заинтересованы в такой модели, и очень часто участвуют в управлении. Однако согласно опциону, через 3-5 лет по понятной формуле определения стоимости миноритарная доля выкупается иностранным собственником, и он становится единоличным владельцем компании. С компаниями первой двадцатки ситуация может быть несколько иная. В этом случае сделки могут совершаться существующими украинскими игроками ради усиления своего положения на рынке (покупка готовой клиентской базы, коллектива, сложившейся инфраструктуры).
Консолидированный сильный рынок с позитивным имиджем является гораздо более привлекательным для инвестора, нежели разрозненные слабые игроки с мизерной капитализацией, проблемами с платежеспособностью, не способные выполнять взятые на себя обязательства перед клиентами. Такую позицию озвучивает генеральный директор СК «ПЗУ Украина страхование жизни» Збигнев Шолыга. Однако для того, чтобы изменить ситуацию, рынку необходима, с одной стороны, консолидация усилий (объединенная работа компаний над решением рыночных проблем), а с другой – концентрация рынка, что уже находится в большей мере в компетенции регулятора.
По мнению Дмитрия Грицуты, председателя правления СГ ТАС, сейчас инвестора интересует капитализированный бизнес. А если на поверку интересующий его объект покупки оказывается недокапитализирован, эта величина сразу вычитается из суммы сделки. Также компания должна иметь четкую стратегию развития до 2017 года. «Руководствуясь конкретными цифрами, инвестор хочет понимать, что даже если на данный момент деятельность не прибыльная, в какой период компания может выйти в прибыль», - отмечает топ-менеджер СГ «ТАС». По его убеждению, сейчас самое время для поднятия эффективности бизнеса. И если кто-то этого еще не сделал – воспользуйтесь удобным случаем видоизменить бизнес-процессы в компании, централизовать управление, повысить эффективность. И уже к 2011-2012 годам ваш бизнес будет «лакомым кусочком» для стратегического инвестора, который в это время скорее всего и начнет заходить на украинский рынок.
Сегодня задача топ-менеджмента — создать цивилизованную бизнес-модель, управляемую, технологичную, профессиональную, уверен Павол Норулак, председатель правления СК «Оранта-Жизнь». Такая компания будет однозначно интересна для существующего и потенциального инвестора. В то же время, констатирует Павол Норулак, до сих пор, из его опыта работы на украинском рынке, серьезный недостаток отечественных активов - в «красивом фасаде» (имидже) компании, внутренние бизнес-процессы которой абсолютно не отлажены. «С таким подходом вы не продадите ничего», - констатирует глава правления СК «Оранта-Жизнь» и советует строить бизнес, ориентированный не на имидж и дизайн, а на прибыль. Именно такой бизнес сегодня готовы покупать и развивать иностранные собственники. Это утверждение абсолютно справедливо и относительно уже приобретенных страховых активов. В этом случае в число приоритетов менеджмента входит достижение синергии между имеющимися «бизнес-единицами».