Как компенсировать неприятности в отпуске
24.06.11
Что делать застрахованному курортнику, если рейс домой из теплого края, где вы проводили отпуск, отложен? Какие документы собирать, чтобы впоследствии получить возмещение от СК, и как подготовиться к такой неприятности заранее? Как выбрать страховку для отдыха так, чтобы она была максимально эффективной?
Несколько практических наблюдений тонкостей страхования при поездке за границу:
Когда наша группа только прилетела в Турцию, гид туроператора, помимо прочего, рассказала, что иногда
чартерные рейсы обратно задерживаются больше, чем на девять часов. «Ну, со мной такого не случится!», - легкомысленно подумала я. Но когда пришло время возвращаться на родину, то стало понятно, как я ошибалась. Десять часов, проведенные в аэропорту, за чертой паспортного контроля, на небольшом пятачке с несколькими дьюти-фри и закусочными, не только поломали все планы и выбили из рабочего графика почти на неделю (так как вместо того, чтобы оказаться дома в обед, я туда доехала только к ночи, а утром уже начался рабочий день), но и заставили взглянуть на некоторые тонкости страхования с другой стороны. При этом признаюсь: мне не было настолько сложно, как, к примеру, молодой паре с тремя крохотными детьми, или женщине, которая со второй половины дня должна была обязательно быть на работе в Киеве, и которой грозил огромный штраф за неявку. Тем не менее, эмоции и впечатления, которые я пережила во время десятичасового ожидания, нельзя назвать приятными. Знай я заранее о некоторых особенностях ожидания и собственного страхового полиса, мне удалось бы свести неприятности, которые меня постигли, к минимуму.
Итак, хочу поделиться выводами, которые я для себя сделала в этой поездке – возможно, они будут кому-то полезны. Сразу оговорюсь, если вы ярый противник страхования как продукта – то этот материал не для вас.
Теперь, «задним умом», я уже знаю, что если рейс задерживают, и если это – прописанный в договоре страховой случай, то при условиях полиса, приведенных выше, нужно позаботиться о следующем:
для того, чтобы иметь право на возмещение, нужно прямо в аэропорту обратиться к представителю транспортной компании за документом, который подтверждает задержку рейса на четко определенный промежуток времени (к примеру, «более, чем на 5 часов») и указывает причины задержки. Если представители компании отказывают в таком документе – то нужно, чтобы отказ они оформили письменно; можно спокойно покупать питание или ночлег в гостинице за свой счет в границах лимита, предусмотренного договором. Оригиналы чеков нужно сохранять. При этом никаких ограничений по количеству еды, стоимость которой будет возмещена, в рассматриваемом нами случае нет, кроме лимита в 350 долларов США. Стоит отметить: если представители компании-перевозчика предоставили вам, к примеру, бесплатный обед, это не лишает вас права возместить собственные траты на напитки и другие продукты, приобретенные в это же время; если вы по каким-то причинам не можете ждать, пока под ваш рейс найдут, наконец, самолет, то по условиям страховки, описанным выше, можно купить билет на другой рейс, а СК потом вам компенсирует его стоимость – естественно, в пределах указанного лимита. При этом не забудьте получить у представителей компании-перевозчика документ о задержке рейса, а также сохранить билет на свой первоначальный рейс (впрочем, особо надеяться на то, что вы сможете приобрести билет на другие рейсы, не стоит – никому из моего рейса сделать этого не удалось, хоть попыток было много; сразу же после возвращения нужно обратиться в СК со списком требуемых документов. Как правило, максимальный срок обращения в большинстве договоров составляет 10 календарных дней.
В заключение части, посвященной возможной задержке рейса, хотелось бы пожелать всем путешествующим за границу, читающим эти сроки:
направляясь в аэропорт после отдыха иметь в своем распоряжении средства, достаточные для суточного питания и ночлега для всех путешествующих членов семьи;
иметь на своем счету мобильного телефона достаточно средств для того, чтобы сообщить близким людям о том, что рейс отложен (если речь идет об СМС – то нужно иметь минимум 20 сообщений в запасе – так как конечное время отправки рейса часто известно лишь непосредственно перед отправкой, а до этого официально его могут менять и откладывать хоть 100 раз). Разумеется, местные карточки и другие формы связи также подойдут. Альтернативный вариант – изучить условия услуги от вашего оператора, по которой звонок из Украины будет бесплатен для вас, но «очень» платен для звонящего (крупнейшие операторы уже ввели такой сервис с абсолютно бесплатной отправкой запроса на звонок);
иметь в запасе после предполагаемого возвращения один полный день отпуска – чтобы не было проблем на работе в случае задержки рейса или чтобы отдохнуть от переезда, если ваш самолет улетел вовремя;
с удовлетворением убедится, что ваша страховка покрывает оптимальное число рисков, среди которых – риск возможной задержки рейса. Впрочем, это уже тема для отдельного раздела…
Вряд ли я скажу что-то новое, если упомяну, что туристические компании, даже самые авторитетные, редко покупают своим клиентам (даже тем, кто ездит в пятизвездочные отели), страховку выше уровня «базис». А полисы такого класса не отличаются широким покрытием рисков или существенными суммами возмещения. Например, «базисный» вариант того же полиса, который оказался у меня, не страхует ни от задержки рейса, ни от потери документов, ни вынужденное проживания дольше запланированного срока. Не дает она и право на компенсацию расходов на телефонную связь со специальной службой страховщика – ассистансом (а с ним надо связываться каждый раз при наступлении страхового случая). При этом все эти риски присутствовали в варианте полиса той же компании, но «элит». Отсюда вывод: не стоит экономить и покупать самый дешевый вариант страховки, особенно, если едете за границу не на длительное время.
Второй момент, на который лично я решила всегда обращать внимание при покупке страховки – это исключения из страховых случаев, описанные в договоре. В моем полисе перечень исключений был таков, что если бы я выбирала страховку сама, то точно обратилась бы в другую страховую компанию. Уверена, большинство желающих надежно застраховать себя на время отдыха сделали бы так же. Посудите сами, в качестве исключений из страховых случаев в договоре присутствовали:
лечение травм, состояний или заболеваний, которые были получены при осуществлении любых действий в состоянии алкогольного опьянения (другими словами, желающим воспользоваться страховкой в случае неприятностей после расслабляющего коктейля следует забыть даже о таких невинных развлечениях как водные горки, прыжки с пирса и т.д.);
лечение проблем со слухом, в том числе вследствие попадания воды или возникновения серных пробок (как ни странно, проблемы с ушами – одна из немногих болячек, жалобы на которые достаточно часто можно встретить среди отзывов побывавших в Турции и Египте);
лечение проблем с кожей, связанных с действием солнечных лучей (в наше время солнечной активности такие случаи сплошь и рядом – и дело даже не в обгорании, а в различных аллергиях и сыпях);
лечение дерматитов, крапивниц и других аллергийных явлений, кроме тех, которые требуют срочного вмешательства доктора и спасения жизни пациента (к слову, мне известно о двух случаях за последние три года вспышек неизвестных аллергий у отдыхающих за границей знакомых);
если проблемы со здоровьем связаны с диагностикой, лечением осложнений беременности, когда нет угрозы для жизни застрахованной женщины (наличие такого пункта в договоре, по сути, делает поездку за границу для женщин, ожидающих малыша, потенциально слишком рискованной в финансовом плане);
лечение травм, состояний или заболеваний, которые связаны с форс-мажорными обстоятельствами, включая, но не ограничиваясь террористическими актами, революциями, восстанием и так далее.
И это все помимо стандартного: «не возместим стоимость лечения теми докторами или учреждениями, которые не имеют соответствующих договоров с ассистансом нашей СК».
Итак, как вы уже поняли, после дня, проведенного в душном и переполненном аэропорту, неудивительно, что я стала горячим сторонником страхования с максимальным набором рисков (чего не скажешь о СК, у которой присутствуют ограничения по полисам, приведенные выше). При этом главное, чему меня научила поездка – это то, что гораздо дешевле купить страховку самостоятельно, подобрав ее с большим вниманием – чем самостоятельно оплачивать каждое непредвиденное обстоятельство, которое может возникнуть.
Анастасия Кошмак, специалист отдела страхования личных продуктов компании BritMark
Тем, кто хочет выбрать наиболее эффективную и полезную страховку при поездке за границу на отдых, я бы посоветовала следующее. Если вы выбираете для себя, то, конечно же, мой главный совет – не экономить. Лучше заплатить за полис чуть дороже, но без всякой франшизы. Потому как за границей даже вызов врача в гостиницу по такому банальному, казалось бы, случаю, как боль в ухе, может обойтись в 50 долларов.
Если вы собираетесь в отпуске заняться экстримом (катание на лыжах, погружение с аквалангом, кайтинг и т.д.), то при оформлении полиса лучше учитывать это намерение, внеся в список рисков покрытие медицинского обслуживания в случае возникновения травм. Занятие экстремальными видами спорта увеличат стоимость страховки в 1,5 – 2 раза, но вы сможете «экстремалить» со спокойной душой и уверенностью, что вам не откажут в оказании медицинской помощи.
Сейчас на нашем рынке присутствует достаточное количество международных ассистанских компаний, с которыми наши страховщики сотрудничают, обслуживая своих клиентов за границей. Главное – удостовериться, что там, куда вы собираетесь ехать, существует представительство ассистанса, обслуживающее вашу СК. Коммуникации коммуникациями, но в экстренных ситуациях расстояние имеет значение.
При оформлении полиса поинтересуйтесь, предусмотрены ли вашей программой страхования расходы на связь с ассистансом – возможно вам придется звонить со своего телефона. По прибытии на родину можно будет получить компенсацию, запросив у мобильного оператора распечатку исходящих звонков и предоставив ее СК.
При оформлении страховки для поездок в Европу, в посольстве, открывая визу, стоит уточнить такие нюансы как размер минимальной страховой суммы, необходимость покрытия дополнительных рисков, например, несчастного случая, и дополнительных 15 дней к сроку поездки.